Профессиональная мотивация методика изучения факторов привлекательности профессии. Опросник профессиональной готовности (опг)

Принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ

Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте . Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить и обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.

Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:

Ч-З (Человек – знак)

Ч-Т (Человек – техника)

Ч-П (Человек – природа)

Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

Ч-Ч (Человек – человек)


Инструкция испытуемому

Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):

1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:

Делаю, как правило, хорошо - 2 балла

Делаю средне - 1 балл

Делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов

2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:

Положительные (приятно, интересно, легко) – 2 балла

Нейтральные (все равно) – 1 балл

Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0 баллов

3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:

Да – 2 балла

Все равно – 1 балл

Нет – 0 баллов

Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение», затем «отношение» и затем «желание». В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы .

Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно его Вы и оцениваете тремя оценками.

Работайте внимательно, не спешите!
Порядок работы с опросником.

Оптанту предлагается внимательно прочитать инструкцию по работе с опросником. И в случае индивидуальной консультации рассказать профконсультанту как он собирается с ним работать. При проведении групповой консультации профконсультант сам подробно рассказывает оптантам порядок заполнения опросника, обращая их внимание на следующее:

1) Отвечать «хорошо умею делать», т.е. ставить 2 балла можно только в том случае, если он это делал не один раз, а много раз, и у него, как правило, это хорошо получалось.

2) Ставить «0» баллов в «умениях» надо и года школьник что-то делает плохо, и когда он не умеет это делать (т.е. пробовал, но не получалось);

3) Если школьник никогда не пробовал делать то, что написано в вопросе, то он вместо баллов в нужную клетку таблицы ответов ставит прочерк при оценке умений и своего отношения и, если сможет, то отвечает только на 3 вопрос о своем профессиональном предпочтении; если не сможет, то вместо 3-й оценки он так же ставит прочерк.
Фиксация результатов

В процессе работы с опросником оптант заполняет специальную таблицу ответов, которая содержит 4 столбцов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначения вопросов.

Обработка результатов

Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо:

1. Ч-З 2. Ч-Т 3. Ч-П 4. Ч-Х.о. 5. Ч-Ч

В каждой клетке таблицы оптант ставит 3 оценки в баллах:

1. Оценка своих умений

2. Оценка своего эмоционального отношения

3. Оценка своего профессионального пожелания, предпочтения.

Приступая к обработке результатов, профконсультант сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), на которые оптант при оценке умений дал 0 баллов или поставил прочерк. При подобной оценки умений следующие две оценки на этот же вопрос при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть). Их профконсультант учитывает только при качественном анализе каждой сферы.

Профконсультант подсчитывает общую сумму баллов в каждой профессиональной сфере, которую набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные предпочтения». В результате этого подсчета профконсультант имеет наглядную картину соотношений оценок по 3 шкалам: умений оптанта, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий (предпочтений) как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).
Оценка результатов

Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере . Суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2 и 3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение оптанта в первом примере более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области Ч-З может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор), со знаками и текстами на иностранном языке (технический переводчик, гид-переводчик), с математическими знаками (программист, математик, экономист). Во-вторых, для того, чтобы «выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики (Ч-Ч и Ч-З), модельер (Ч-Х.о. и Ч-Т) и т.д.

Выводы

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.

Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Инструкция

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действи­тельно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».


А

Б

1. Профессия одна из важнейших в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования.

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

12. Другие факторы (какие?)

Изучение факторов привлекательности профессии

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.


Обработка

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N ,

где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отме­тили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).

Название выборки _____________________

Объем выборки N =________

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .

КЗ _____________________________________________________________

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назва­ли его в числе значимых - не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМФИР
Инструкция

Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.


1

2

3

4

5

в очень незначительной мере

в достаточно незначительной мере

в небольшой, но и в немаленькой мере

в достаточно большой мере

в очень большой мере

1. Денежный заработок

2. Стремление к продвижению по работе

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

Мотивация профессиональной деятельности

(методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама

по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.


Обработка

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:

ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ > ВПМ > ВМ _- ^

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.


ВМ

НИМ

ВОМ

1.

1

2

5

1

2

3

4

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием

«не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности. -

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ

Андриенко Оксана Александровна
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики


Аннотация
В данной статье рассматривается проблема удовлетворенности профессией студентами на разных этапах обучения. Представлены результаты исследования удовлетворенности студентов, обучающихся по различным направлениям, избранной профессией.

THE STUDY OF SATISFACTION OF STUDENTS CHOSEN PROFESSION

Andrienko Oksana Alexandrovna
Orsk Humanitarian Technological Institute (branch) of federal state budgetary educational institution of higher professional education "Orenburg State University»
PhD in pedagogical Sciences, assistant professor of psychology and pedagogy Department


Abstract
This article deals with the problem of satisfaction with the profession of students at different stages of training. The results of the study of student satisfaction, trained in various areas, the chosen profession.

Удовлетворенность профессией – это интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии .

В различных психологических исследованиях установлено, что удовлетворенность профессией у студентов меняется в процессе обучения в вузе.

Первокурсники, адаптируясь к новой ситуации, к обучению, еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, испытывают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности и в общении.

Для третьекурсников характерны сомнения в отношении предстоящей профессиональной деятельности, связанные с осознанием ответственности за свой профессиональный выбор и свой дальнейший профессиональный путь, стремление наметить реальные пути самовыражения в профессии.

Выпускники, как правило, более оптимистичны по сравнению со студентами начальных курсов в своем отношении к будущей профессии, в своих возможностях справиться с работой .

И.С. Кон отмечает, что по мере перехода студентов на старшие курсы вузов число тех из них, кто не удовлетворен избранной специальностью, не сокращается, а растет. Такую неудовлетворенность можно объяснить низким уровнем преподавания, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которые раньше не замечались .

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский указывают, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов первого курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается .

Наше исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». В нем приняли участие студенты третьего курса, обучающиеся по направлениям «Психология» (50 человек) и «Электроника и наноэлектроника» (50 человек).

Мы использовали метод анкетирования, методику «Профессиональная мотивация учащегося» (Л. А. Верещагина), методику изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что основными мотивами выбора профессии у студентов-психологов являются: интерес (52%), стремление помогать людям (24%), способности (8%); совет (4%); ситуация (12%).

Среди мотивов первое место занимает «интерес». Это может быть связано с тем, что а) психология – интересная наука, привлекающая людей; б) со стремлением решить свои личные проблемы; в) возможно, это просто дань моде.

Что касается мотивов выбора профессии у студентов-электронщиков, то они распределились следующим образом: интерес (24%), совет (24%), выбор профессии наугад (24%), понравилось название факультета (12%), знания о профессии из книги (4%), знания в данной области (4%), больше было некуда идти (4%), желание быть лучшим (4%).

Мы видим, что большинство студентов сделали свой выбор спонтанно, неосознанно. Мотив интереса у них также занимает первую позицию (наряду с советом и выбором профессии наугад), но имеет низкий процент. Мы думаем, что это может быть связано с тем, что технические науки сложнее, чем гуманитарные, поэтому не вызывают особого интереса, многие люди точные науки не понимают.

Итак, у студентов-психологов выбор профессии является более осознанным, чем у студентов-электронщиков. Заметим, что выбираемая деятельность должна соответствовать склонностям и способностям человека, данный мотив выбора профессии у студентов практически отсутствует.

Большинство студентов-психологов считают свой выбор профессии правильным (80%) и осуществили бы его заново (76%). Они полагают, что выбранная профессия психолога соответствует их способностям, качествам характера (80%) и собираются работать по ней (52%). Студенты-электронщики наоборот, считают свой выбор неправильным (64%) и не повторили бы его (68%). Юноши и девушки уверены, что выбранная профессия не соответствует их способностям и качествам характера (60%). Они не собираются работать по выбранной специальности (44%).

Отмечается тот факт, что прохождение производственной практики привело часть студентов-электронщиков к разочарованию в выбранной профессии. Юноши и девушки отмечали в своих ответах то, что их напугали условия, в которых придется трудиться (например, «Я увидела двухванную печь мартеновского цеха №1 и поняла, что по специальности работать не буду», «Это ужас! Я не буду работать по профессии»). Это связано с тем, что не было реального представления о профессии при поступлении в вуз, а также с обнаружением сторон специальности, которых студенты раньше не знали.

В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство студентов положительно относятся к своей профессии. Однако следует отметить, что у 30% юношей и девушек технического факультета все-таки наблюдается отрицательное отношение к профессии. Это подтверждает известный и обсуждаемый в психологической литературе факт, что в технических вузах более трети студентов отрицательно относятся к будущей профессии. Ученые связывают это со сложными условиями профессиональной деятельности, с загруженной программой обучения, с несоразмерной оценкой труда вкладу человека.

В целом все студенты еще не имеют достаточно полного представления о своей профессиональной деятельности, в связи с дефицитом практической деятельности.

Наше исследование показало, что студенты двух выборок идентифицируют себя с представителями своих профессий. Молодые люди сознают свою принадлежность к определенной профессиональной общности. Они отождествляют себя с идеальными представителями профессиональной среды.

Рассмотрим качества, которыми должен обладать психолог,по мнению студентов (выделенные качества мы проранжировали):

1) умение слушать, коммуникабельность;

2) эмпатия;

3) компетентность;

4) ответственность;

5) интеллект;

6) отзывчивость, объективность, наблюдательность, дружелюбие;

7) терпение, сдержанность, добросовестность, эрудиция, уверенность, активность;

8) тактичность, интерес к работе, стремление к саморазвитию, альтруизм.

Студенты имеют представление о том, каким должен быть психолог. Заметим, что в литературе нет единого портрета психолога, каждый автор видит эту проблему по-своему, хотя общие черты, конечно же, присутствуют.

Теперь рассмотрим качества, которыми должен обладать инженер-электронщик, по мнению студентов:

1) терпеливость;

2) интеллект;

3) целеустремленность, компетентность;

4) коммуникативные способности;

5) любознательность;

6) ответственность, технические способности, трудолюбие, сообразительность;

7) внимательность, способность отстаивать свое мнение, скромность, здоровье, чувство юмора.

Студенты технического направления имеют представление о том, какими качествами должен обладать представитель их профессии. Самым важным качеством молодые люди считают интеллект. Это связано с тем, что их профессия требует умственной работы, необходимости хорошо разбираться в технике.

В целом можно сказать, что у студентов сформировался образ представителей профессий.

Рассматривая мотивы профессиональной деятельности, мы выявили, что у всех студентов наиболее ярко выражен мотив социальной значимости труда. Можно сказать, что они осознают необходимость приносить пользу обществу своей профессией. Последнее же место занимает мотив профессионального мастерства. У молодых людей еще нет стремления стать мастерами, профессионалами в своем деле. Возможно, это связано с тем, что они еще учатся и половина студентов не знает, будет ли работать по специальности.

У сравниваемых групп выявлена незначительная разница между мотивом собственного труда и мотивом самоутверждения в труде, заключающемся в том, что юноши и девушки хотят утвердить себя в профессиональной деятельности, где можно раскрыть свои способности, развить свои личностные возможности, добиться общественного признания и уважения со стороны других, повысить свой формальный и неформальный статус.

Можно сказать, что значимых различий между мотивами профессиональной деятельности у студентов-психологов и студентов-электронщиков нами не выявлено.

Также мы изучили факторы привлекательности профессии для студентов.

Таблица 1 – Факторы привлекательности профессиональной деятельности

Факторы профессиональной деятельности

Студенты-психологи

Студенты-электронщики

Работа с людьми.

Заработная плата.

Самосовершенствование.

Самосовершенствование. Характер

Заработная плата.

Творческий подход.

Способности. Социальное признание, уважение.

Частота контакта с людьми.

Творческий подход.

Переутомление. Работа с людьми.

Характер. Переутомление.

Социальное признание и уважение.

Важность профессии для общества.

Важность профессии для общества

Частота контакта с людьми.

Продолжительность рабочего дня.

Способности.

Мы видим, что у испытуемых-психологов, устойчивое высокое значение имеет фактор работы с людьми. Значимым является и то, что в профессии студенты могут самосовершенствоваться, использовать возможности, которые предоставляет для этого работа по специальности. Заработная плата и способностей также важны для студентов, отметим, что заработная плата не занимает лидирующую позицию. Возможно, это связано с тем, что в большинстве своем испытуемые – это девушки. Студенты считают, что для работы психологом необходимо иметь определенные способности. Наименее значимым фактором является продолжительность рабочего дня.

Что касается у студентов-электронщиков, то у них устойчивое высокое значение занимает фактор заработной платы. Это может быть связано с тем, что большинство данной группы – молодые люди, будущие кормильцы семей, поэтому данный фактор очень значим для них. Также для данных испытуемых важным является самосовершенствование в профессии, использование возможностей, которые предоставляет для этого работа по специальности. Студенты считают, что характер человека должен соответствовать выбранной профессии, также в трудовой деятельности необходим творческий подход, а вот способности не столь важны в профессиональной деятельности.

Таким образом, мы выявили, что у студентов, обучающиеся по гуманитарному направлению, удовлетворенность избранной профессией выше, чем у студентов технического направления.


Библиографический список

  1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
  2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб. : Издательство С.- Петербургского университета, 1991 – 152 с.
  3. Кон И.С. В поиске себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
Количество просмотров публикации: Please wait Главная > Учебник

7.3. Профессиональная мотивация

В поэме Гоголя «Мертвые души» немалое место отведено дет-ству главного героя, бессмертного Чичикова. Почему этот хитрый мальчик из бедной семьи учится с таким прилежанием? Он хочет обязательно подняться вверх по служебной лестнице и зажить барином. Потому-то в конечном итоге он устраивается на службу туда, где можно разбогатеть - в таможню. Разумеется, это не самый показательный пример. Одной из основных тем русской литерату-ры XIX в. было учение как способ «выбиться в люди» - ей уделяли внимание многие великие писатели, от Гончарова до Чехова. Чеховский профессор из «Скучной истории», страдающий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же в молодости побудило его заняться ме-дициной - жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы (это одна из главнейших тем Чехова). Итак, поговорим о профессиональной мотивации. Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в ос-новном от развития учебной мотивации, а не только от природных способнос-тей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов. Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диа-лектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уро-вень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учеб-ной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитури-ентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинако-выми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, по-скольку этот мотив связан с конечными целями обучения. В «Заповеднике» С. Довлатова обрисован трагикомический портрет филолога Митрофанова, студентом поражавшего всех своей памятью и эрудицией, а также... фантасти-ческой ленью. Этот человек даже не представлял себе, чем ему заняться, поскольку никак не мог собраться с духом и написать хоть страницу научного текста. В результате он «поплыл по течению» и, руководствуясь ленью, стал экскурсоводом в Пушкинских Го-рах, поскольку, по крайней мере говорить этот эрудит еще не ленился... Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее до-стойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складыва-ется его обучение. Исследования, проведенные в системе начального професси-онального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это поло-жение. С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1-го курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворен-ность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии оста-ется положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлет-воренности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профес-сией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как прави-ло, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столк-новении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании бу-дущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «воз-можность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т.п. Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения спе-циальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначи-тельное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на твор-ческие методы обучения. С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться толь-ко в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, фор-мирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладе-ния ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что при-чина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Ог-ромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажет-ся, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его уз-коспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессио-нальной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников. Таким образом, формирование положительного отношения к профессии яв-ляется важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его толь-ко по принципу, изображенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... - пусть меня научат». В знаменитых «Алых парусах» А. Грина есть замечательные страницы, посвященные тому, как Артур Грэй избирает опасную и нелегкую профессию капитана. Его влечет поэзия странствий, желание повидать мир, но этот юноша, поначалу изнеженный арис-тократ, даже не представляет себе все тяготы обучения. Он начинает с простого юнги, еще не зная, что ему предстоит заучивать огромное количество информации и перено-сить физические лишения, сопряженные с морем: голод, холод, травмы и так далее. Как мы помним, у Грэя сила мотивации оказалась решающей. Однако можно предположить, что, знай Артур побольше о капитанском ремесле и о том, что ему предстоит, учеба шла бы гораздо легче. Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это: 1) удовлетворенность профессией; 2) динамика удовлетворенности от курса к курсу; 3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психо-логические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные; 4) проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказывают-ся на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психоло-гии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы. Диагностика отношения к профессии представляет собой собственно психо-логическую задачу. А вот формирование отношения к профессии является пре-имущественно педагогической проблемой. Удовлетворенность профессией - это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необхо-дим и чрезвычайно важен именно как обобщенная характеристика. Низкая удо-влетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной теку-чести кадров, а она, в свою очередь, приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализма - один из решающих факторов преодоления психологического стресса. Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на про-цесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных за-кономерностей - все это более чем актуальные задачи педагогики и психоло-гии. Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной ме-тодике, разработанной В.А. Ядовым, и представлена количественно в виде ин-декса удовлетворенности профессией. Это индекс, который задан так, что может меняться в пределах от 1 до +1, принимая в данных пределах любые значения. Значение, равное 1, свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 - о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенно-сти используется несколько связанных между собой вопросов. Их помещают на разных страницах опросника, чтобы респондент не соотносил их друг с другом. Однако определение общего уровня удовлетворенности профессией ничего не говорит нам о причинах удовлетворенности или неудовлетворенности. Чтобы выяснить эти причины, исследователи применяют другую методику, направлен-ную на изучение факторов привлекательности профессии. Методика впервые также была предложена В.А. Ядовым. Здесь приводится ее измененный вариант (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогиче-ских исследованиях.Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана) Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отноше-ние к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в ко-лонке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действитель-но значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

1. Профессия одна из важнейших в обществе. 1. Мало оценивается важность труда
2. Работа с людьми. 2. Не умею работать с людьми.
3. Работа требует постоянного творчества. 3. Нет условий для творчества.
4. Работа не вызывает переутомления. 4. Работа вызывает переутомле-ние.
5. Большая зарплата. 5. Небольшая зарплата.
6. Возможность самосовершенствования. 6. Невозможность самосовершенствования
7. Работа соответствует моим способностям. 7. Работа не соответствует моим способностям.
8. Работа соответствует моему характеру 8. Работа не соответствует моему характеру
9. Небольшой рабочий день. 9. Большой рабочий день.
10. Отсутствие частого контакта с людьми. 10. Частый контакт с людьми.
11. Возможность достичь социального признания, уважения. 11.Невозможность достичь соци-ального признания, уважения.
12. Другие факторы (какие?) 12. Другие факторы (какие?)
Обработка. По каждому из 11 факторов по следующей формуле подсчитыва-ется коэффициент значимости:

Где N - объем выборки (количество обследуемых), п + - количество обследуе-мых, которые отметили данный фактор в колонке А, - количество обследуе-мых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Коэффициент значимости может измениться в пределах от 1 до +1. Резуль-таты диагностики по группе заносятся в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Результаты диагностики

Название выборки__________________________________________ Объем выборки _____________________________________________

Переменная

Фактор

п +

п

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учиты-вая соотношение п + и п . Необходимо строить интерпретацию с учетом как пер-вого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере. Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означа-ет его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом получился этот низкий коэффициент. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

Хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности. Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания. В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как зна-чимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет поло-жительное значение (привлекает в профессии), а для других - отрицательное (соответственно, не привлекает). Данная методика многократно использовалась в серии исследований, прово-дившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в начальной профессиональной школе. Исследования, проведенные в начальной профессиональной школе на раз-личных выборках (отражающих тот или иной профиль обучения и состав вы-борки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В табл. 7.2 мы приводим по трем выборкам пять наиболее значимых факто-ров. Состав каждой выборки - учащиеся профессиональных училищ. Выборка А состояла из девушек, выборки В и С - из юношей. Коэффициент значимости фактора меняется по принципу: I - самый значимый фактор из пятерки наибо-лее значимых, V - наименее значимый фактор из пятерки наиболее значимых. Структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к про-фессии, почти совпадает в различных училищах, а все специфические различия обычно зависят от профиля училища, особенностей состава учащихся, в том чис-ле и половых различий.

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой»

Методика разработана Н. В. Журиным и Е. П. Ильиным для выявления степени удовлетворенности учителей своей профессией и различными сторонами профессиональной деятельности.

Инструкция

Просим вас ознакомиться с данной анкетой (опросником) и ответить на содержащиеся в ней вопросы; выберите один из вариантов ответа («да», «не знаю», «нет»), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак «+».

Текст опросника

Обработка результатов

За ответ «да» начисляется + 1 балл, за ответ «не знаю» - 0 баллов, за ответ «нет» начисляется - 1 балл. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.

Выводы

Степень удовлетворенности работой (по всем 17 позициям) оценивается как высокая, если обследуемый набирает + 11 баллов и выше, средняя - если набирает от + 6 до + 10 баллов, низкая - от + 1 до + 5 баллов. Степень неудовлетворенности работой оценивается как низкая, если обследуемый набирает от - 1 до - 5 баллов, средняя, если набирает от - 6 до -10 баллов и высокая - при - 11 баллах и выше.

Методика «Мотивация выбора медицинской профессии»

Методика представляет собой модификацию теста мотивов учебы Хеннинга, сделанную А. П. Васильковой.

Проведение тестирования

Опрашиваемый должен произвести сравнение 9 утверждений, написанных попарно на отдельных карточках (всего 36 пар), и отдать предпочтение одному утверждению в каждой паре.

Текст опросника

«Что побудило вас выбрать медицинскую специальность?

1. Желание лечить людей.

2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей.

3. Возможность заботиться о здоровье своих близких.

4. Престиж профессии и семейные традиции.

5. Желание решать научные медицинские проблемы.

6. Возможность заботиться о своем здоровье.

7. Возможность оказывать влияние на других людей.

8. Доступность медикаментов.

9. Материальная заинтересованность.

Обработка результатов

Проводящий тестирование оценивает степень предпочтительности одного из двух утверждений величиной от 1 до 3 баллов. Производится суммирование баллов по одинаковым утверждениям, содержащимся во всех карточках.

Выводы

Чем больше выборов того или иного утверждения и набранных по нему баллов, тем большую значимость для опрашиваемого имеет та или иная причина при выборе медицинской специальности.

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении).Инструкция. Перед

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие удовлетворенности работой Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Критерии удовлетворенности работой Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:1) уровень заработной платы – если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;2) возможность продвижения – реальная и

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

27. Понятие удовлетворенности работой. Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой Удовлетворенность работой – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

28. Критерии удовлетворенности работой. Мотивация, удовлетворенность трудом и заработная плата. Факторы вовлеченности в трудовой процесс Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:1) уровень заработной платы – если заработная плата

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Методика «Изучение соподчинения мотивов» Подготовка исследованияПодбираются яркие, красочные игрушки.Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или «общественной» направленности.Подготовка исследованияИсследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько

Из книги автора

Методика «Изучение действенности общественного и личного мотивов» Подготовка исследованияПриготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.Проведение исследованияЭксперимент, состоящий из двух серий, проводится с детьми 5–7 лет.Первая серия. Экспериментатор учит

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми» Подготовка исследованияНеобходимо сконструировать "телевизор" в виде ширмы с раздвигающимися занавесками и "панель управления".Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 2–7 лет.

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов деятельности» Подготовка исследованияПриготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.Проведение

Из книги автора

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.ИнструкцияНеобходимо выполнить нижеследующие указания.I. Назови из

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным.Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях.Вариант 1ИнструкцияВнимательно

Из книги автора

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» Методика разработана В. И. Тропниковым для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным им видом

Из книги автора

Методика «Изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов» Подготовка исследования. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.Проведение исследования. Ребенка (3–7 лет)

Из книги автора

Как увлечься своей работой 1. Опираться на свои сильные стороныРазвивать свои способности – первый шаг к более счастливой и увлеченной жизни; вы радуетесь не только возможности применять свои таланты, но и испытать состояние потока. Как использовать этот подход в

Из книги автора

Деньги – самый простой способ мотивации: чем меньше вы заплатите, тем больше люди окажутся увлечены своей работой Мы судим о собственных действиях так же, как о них судят другие. В эксперименте по поворачиванию колышков участники делали вывод о том, насколько

Известно, что успеваемость учащихся зависит не только от их природных способностей, но и от развития учебной мотивации. Между этими двумя факторами (способности и учебная мотивация) существует сложная система взаимосвязей. При определённых условиях (высокий интерес личности к конкретной деятельности) может включаться компенсаторный механизм. При этом недостаток способностей восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, сознательность выбора профессии и др.) и учащийся добивается больших успехов.

Однако не только способности и мотивация находятся в диалектическом единстве и не только они влияют на уровень успеваемости. Исследования показали, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям (способностям), а по степени развития у них профессиональной мотивации. При этом не отрицается значимость способностей в учебной деятельности.

Конкурсный отбор абитуриентов в ССУЗы отражает примерно одинаковый уровень общих интеллектуальных способностей (одинаковые способности). На первое место выступает фактор профессиональной мотивации. Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ССУЗе. В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если студент правильно оценивает профессию, считает её достойной и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения.

Удовлетворённость профессией наиболее высокой оказалась на 1-м курсе, а в течение всех лет обучения снижалась до наименьших значений к окончанию ССУЗа. Однако само отношение к профессии оставалось положительным. Снижение удовлетворённости не было вызвано невысоким уровнем преподавания в ССУЗе. Максимальную удовлетворенность профессией на 1-м году обучения не следует переоценивать. Это зависит от 2-х причин:

1) они опираются на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются большим изменениям;

2) у них существует представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности; но в реальном учебном процессе лишь некоторые студенты 1-го курса ориентируются на творческие методы обучения.

Возникают противоречия:

1) между высокой удовлетворённостью профессией и намерением заниматься творческой деятельностью по окончании ССУЗа,

2) между желанием приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности (а не продуктивной).

Эти позиции несовместимы, т.к. творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой учебной среде. Следовательно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться с 1-го курса.

Отчисление студентов из ССУЗа происходит по нескольким причинам:

1) существование объективной трудности усвоения отдельных дисциплин,

2) плохое представление студентов о месте этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности,

3) мнение о том, что успеваемость по этим дисциплинам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации.

Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является аргументированное разъяснение значения общих (трудноусвояемых) дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Само по себе положительное отношение к профессии не может иметь существенного значения, если:

1) оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии,

2) нет понимания роли отдельных дисциплин,

3) оно плохо связано с продуктивными способами овладения профессией.

В круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, включены следующие:

1) удовлетворённость профессией,

2) динамика удовлетворённости от курса к курсу,

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности (социальные, психологические, педагогические и др.),

4) профессиональная мотивация (система и иерархия мотивов, определяющих отношение к избранной профессии).

Эти проблемы и отношение к профессии в целом влияют на эффективность учебной деятельности студентов, на общий уровень профессиональной подготовки. Существует и обратная зависимость: на отношение к профессии влияют стратегии, технологии, мотивы обучения.

Диагностика отношения к профессии - это психологическая задача, а формирование отношения к профессии - это преимущественно педагогическая проблема.

Удовлетворённость профессией - это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворённость профессией - причина текучести кадров, отрицательных экономических последствий. Высокая удовлетворённость обусловливает и психическое здоровье и высокий уровень профессионализма (фактор преодоления психологического стресса). Удовлетворённость профессией можно определить по специальной методике (В.А. Ядов). Полученный индекс удовлетворённости профессией может меняться в пределах от - 1,0 до + 1,0. Значения близкие к - 1,0 свидетельствуют о явной неудовлетворённости, а значения близкие к +1,0 - о полной удовлетворённости. Однако при этом не вскрываются причины удовлетворённости и неудовлетворённости. Для этого применяют методику изучения факторов привлекательности, впервые предложенную В.А. Ядовым в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реан). Эта методика применялась во многих образовательных структурах. Установлено, что фактор зарплаты входит в число важнейших. Устойчиво высокое значение имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, удовлетворённость выбранной профессией зависит от её объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Данный фактор более значим для успевающих, чем для неуспевающих. Это указывает на чётко выраженную ориентацию учащихся на творческий подход к будущей профессиональной деятельности, независимо от её специфики и содержания. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии порождают особое отношение к ней, существенно влияют на её выбор. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Удовлетворенность профессией обусловлена интересами и склонностями, установками и ценностями личности учащегося, а также его характерологическими особенностями. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Причинами неадекватного выбора профессии могут быть:

1) как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам,

2) так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Самый простой анализ профессиональных интересов, проведенный своевременно, может повлиять на удовлетворённость профессией и её адекватный выбор. Если профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой учащимися специальности, то это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и в последствии на эффективности профессиональной деятельности.

Известно, что между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности существует определённая связь. Здесь имеют значение не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие особенностей характера личности требованиям профессии. Профессиональные интересы определяются частично по механизмам позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам профессиональной деятельности. Проблема соотношения характерологических особенностей и профессиональных интересов (что больше) не решена. Характерологические особенности в целом более ригидны, чем интересы. Ярко выраженные профессиональные интересы (элементы в общей структуре мотивации личности) часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворённость профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы её выбора (потребности, интересы, убеждения, идеалы) - важные и определяющие факторы. От них зависит успешность профессионального обучения.

В процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности тесно связаны друг с другом.

Следовательно, формирование устойчивого положительного отношения к профессии - одна из актуальных проблем педагогики и психологии, особенно в условиях динамичного развития профессиональных знаний, непрерывного образования и совершенствования. Это решается на стадии профориентации в школе и в процессе профессионального обучения. Необходима компетентная помощь личности в её поиске профессии для себя и себя в профессии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000).

Научно-педагогические исследования по изучению удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессией были проведены у 55 студентов медицинского колледжа. Для этого была использована методика В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана, сущность которой заключается в следующем.

Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)

Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках обязательно.

1. Профессия одна из важнейших

в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа, не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

Обработка. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

где N - объем выборки (количество обследуемых), (n +) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, (n -) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение (n +) и (n -). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) ещё не означает его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

и

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет положительное значение (привлекает в профессии), а для других - отрицательное (соответственно не привлекает).

Данная методика многократно использовалась в серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в средней профессиональной школе.

Полученные данные показали невысокий общий уровень удовлетворённости профессией (КЗ = - 0,10) и различную значимость факторов привлекательности профессии (таблица 2.6). Наибольшее позитивное значение имели такие факторы как работа с людьми (КЗ = + 89), работа соответствует характеру обучаемого (КЗ = + 0,67), работа требует постоянного творчества (КЗ = + 0,49). Негативное влияние на респондентов оказали факторы: небольшая зарплата (КЗ = - 1,00), частый контакт с людьми (КЗ = - 1,00), большой рабочий день (КЗ = - 0,93), невозможность достичь социального признания и уважения (КЗ = - 0,56).

Таблица 2.6.

Оценка факторов привлекательности профессии у студентов ССУЗа

Результаты диагностики

КЗ (коэффициент значимости)

Все факторы

Итак, профессиональная мотивация студентов определяет успех их учения в образовательном учреждении. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии. Удовлетворённость профессией - это динамический показатель в учебно-воспитательном процессе студентов. С целью повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии. Предложены методики диагностики удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессии.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»