Административно-правовой статус общественных объединений (организаций). Реферат: Административно-правовой статус общественных объединений - Административное право - Юридическое бюро Особенности административно правового статуса общественных объединений

Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод ; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.

Однако при создании общественных объединений предусмотрены определенные запреты и ограничения. Ст. 13 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепляют положение о том, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства , создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний. Преследуются законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Отметим, что ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества . Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты ;
в) действуют от своего имени;
г) не являются коммерческими организациями , преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли .

Общественные объединения могут быть разделены (классифицированы) по разным критериям.

В зависимости от организационно-правовых форм различаются общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, союзы общественных объединений, политические общественные объединения (политические партии).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции), общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является вы-борный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями или участниками либо решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками съезда (конференции) или общим собранием. В случае государственной регистрации фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом (ГК) РФ.

Кроме рассматриваемого нами Федерального закона «Об общественных объединениях» вопросы образования и функционирования общественных фондов регламентируются другими законами и подзаконными нормативными актами. Примерами являются Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1999 г.

№ 1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением».

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот орган может иметь право совещательного голоса при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства , работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Орган общественной самодеятельности не имеет над собой выше-стоящих органов и организаций. В случае государственной регистрации он приобретает права юридического лица.

Общественные объединения независимо от их организационно- правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных документов (договоров , уставов, общественных объединений).

Политические партии как разновидность общественных объединений получили свое законодательное закрепление в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах , а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления . Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

Общероссийское общественное объединение — это объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Федерации и имеет свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы, представительства .

Межрегиональное общественное объединение — это объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы, представительства.

Региональное общественное объединение — это объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации .

Местное общественное объединение — это объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления .

Общественные объединения могут разделяться по сфере деятельности, форме непосредственного подчинения и целям образования.

По сфере деятельности общественные объединения подразделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (например, политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (к примеру, научные, культурно-просветительные и др.).

По форме непосредственного подчинения общественные объединения делятся на объединения, руководимые соответствующими вышестоящими объединениями и их органами (например, профсоюзы), и объединения, действующие автономно (например, общественная юридическая консультация).

По целям образования общественные объединения подразделяются на политические партии, творческие союзы, религиозные объединения, физкультурно-спортивные общества, общества защиты прав потребителей и др.

Основы административно-правового статуса общественных объединений

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет, а детских объединений — 10 лет.

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления .

При создании общественных объединений права и обязанности их учредителей указываются в уставах объединений. Устав должен предусматривать:

  • название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
  • структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию , в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
  • условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
  • компетенцию и порядок формирования руководящих органов объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • правила внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание сим-волики данного объединения.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах Федеральной регистрационной службы. Но в этом случае оно не при- обретает прав юридического лица. Что касается политических партий, то их государственная регистрация осуществляется в обязательном порядке.

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Федеральной регистрационной службой; межрегионального объединения — органами Федеральной регистрационной службы по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения; регионального и местного общественных объединений — территориальными органами Федеральной регистрационной службы.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются:

  • заявление в регистрирующий орган, подписанное членами по-стоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;
  • устав общественного объединения в двух экземплярах;
  • выписка из протокола учредительного съезда или общего собрания, содержащая сведения о создании объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
  • сведения об учредителях;
  • документы об уплате регистрационного сбора и о предоставлении юридического адреса общественному объединению;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  • при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав , — документы, подтверждающие правомочие на их использование.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Орган, регистрирующий общественное объединение, в месячный срок обязан рассмотреть заявление о регистрации и принять решение: зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о его регистрации либо отказать в государственной регистрации объединения и выдать учредителям письменный документ с мотивировкой отказа, который может быть обжалован в судебном порядке.

Орган Федеральной регистрационной службы вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и выдает общественному объединению свидетельство о государственной регистрации. Что касается политической партии, то образцы бланков свидетельств о государственной регистрации политической партии, ее регионального или структурного подразделения утверждены приказом Минюста России от 29 августа 2001 г. № 256 «Об утверждении образцов бланков свидетельств о государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения, структурного подразделения».

Существенными элементами административно-правового стату-са общественных объединений являются их права и обязанности.

Для осуществления уставных целей объединение имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти , органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ .

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

В своей деятельности общественное объединение обязано:

  • соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нор-мы международного права , касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность , поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Общественное объединение по решению съезда (конференции) или общего собрания может быть реорганизовано. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации объединения осуществляется в указанном выше порядке. Имущество объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший объединение, для исключения указанного объединения из единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, законом предусмотрена ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства РФ.

Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

  • нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина ;
  • неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ , федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений вносится прокурором соответствующего субъекта Федерации в порядке, предусмотренном Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.

Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным задачам. Он вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • в случае выявленных нарушений выносить письменное предупреждение.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах.

Контроль (надзор) за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов может осуществляться экологическими, пожарными, эпидимиологическими и иными государственными органами.

При нарушении законодательства общественными объединениями ответственность за совершенные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. При совершении объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Деятельность объединения может быть приостановлена судом.

Общественные объединения в соответствии со своими уставами могут наделять руководителей объединений полномочиями выступать от имени объединения и совершать юридически значимые действия. В этих случаях руководители (представители, служащие) объединения выступают в качестве субъектов права , в том числе и административного.

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Кроме того, российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права , международных договоров РФ и законодательства этих государств.

Рассмотрим более подробно некоторые виды общественных объединений.

Статус профсоюзов определяется Федеральным законом от 12 ян-варя 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти , органов местного самоуправления, работодателей, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны. Они защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Профсоюзы контролируют также соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок , собраний, уличных шествий и демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Предложения профсоюзов и объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-правовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. В установленных случаях расторжение трудового договора с работником — членом профсоюза — по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования , занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, физической культуры и спорта.

Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации или арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором или соглашением.

Помимо прав, предусмотренных Федеральным законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения , улучшения жилищных условий работников устанавливаются другими федеральными законами, а также законами субъектов.

С возрождением казачества в нашей стране принят ряд нормативных актов, способствующих развитию казачьих обществ . Так, Указами Президента РФ утверждены: Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в РФ, Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, уставы: Сибирского, Забайкальского, Терского, Енисейского войсковых казачьих обществ.

Положением о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе определены виды службы, к которой они привлекаются, и порядок привлечения к государственной службе . Так, члены казачьих обществ:

  • несут военную службу в порядке, установленном федеральным законодательством;
  • привлекаются к охране Государственной границы РФ в составе общественных формирований;
  • привлекаются к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных сил РФ и других войск.

Кроме того, они могут привлекаться:

  • к охране общественного порядка;
  • охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности , а также сопровождению грузов;
  • участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
  • участию в таможенной охране в составе таможенных органов РФ;
  • участию в егерской, природоохранной и экологической службе, а также контролю за использованием и охраной земель;
  • охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
  • охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

Привлечение членов казачьих обществ осуществляют заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» еще более укрепил административно-правовой статус казаков и установил, что российское казачество вправе проходить все виды государственной службы: гражданскую, военную и правоохранительную. Казаки могут также привлекаться к несению муниципальной службы при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ.

Особое место среди общественных объединений занимают религиозные объединения. В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее со-ответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация должна быть зарегистрирована как юридическое лицо.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

  • цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов);
  • создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
  • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны;
  • в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
  • учредитель неправомочен.

Какие же запреты существуют в отношении религиозных объединений? Во-первых, Федеральным законом запрещается создание таких объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях. Во-вторых, запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Поэтому в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, Федерального закона о религиозных объединениях и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания, такая организация может быть запрещена и ликвидирована по решению суда.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Федеральным законом (ст. 13) предоставлено право иностранной религиозной организации открытия своего представительства на территории РФ. Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 130.

Следует отметить, что Президентом РФ уделяется много внимания вопросам взаимодействия федеральных органов государственной власти с различными общественными объединениями. Этому способствует, в частности, Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека », Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 28 сентября 2005 г. № 1138 «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации».

Административно-правовой статус учреждений

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законодательством.

К учреждениям, осуществляющим государственные управленческие функции, относятся, например аппараты законодательных и судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различие между предприятиями и учреждениями состоит в содержании их основной деятельности. Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью, однако их оперативная деятельность координируется организациями-учредителями и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленным за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенным автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей такой доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.



Правовой основой создания и функционирования общественных объединений является Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Учредителями общественного объединения являются физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация;общественное движение;общественный фонд;общественное учреждение;орган общественной самодеятельности;политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Органы управления здесь такие же как и в общественной организации.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями или участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления. Например, общественный фонд «Содействие», целью деятельности которого является безвозмездная поддержка детей-сирот и семей их опекунов и попечителей.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений (ст. 26 закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя, таким образом, новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Основные принципы создания и деятельности общественных объединений заключаются в добровольности, равноправии, самоуправлении и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Гарантии государства в реализации административно-правового статуса общественных объединений заключаются в том, что оно обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» объединения, создаваемые гражданами, могут регистрироваться в качестве юридических лиц и приобретать таким образом полномочия юридического лица либо функционировать, не являясь юридическим лицом.

Общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности;проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом , наряду с перечисленными правами обладает полным набором полномочий юридического лица, и, прежде всего, в части осуществления предпринимательской деятельности.

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и выполнять обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Общественное объединение обязано :

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно информировать регистрационный орган о продолжении деятельности с указанием своего фактического места нахождения и названия постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

представлять по запросу регистрационного органа решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей регистрационного органа на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям регистрационного органа в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок названных сведений является основанием для обращения регистрационного органа в суд с заявлением о запрете его деятельности в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Одновременно с данными мерами будет решаться вопрос о привлечении такого общественного объединения и его руководителя к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган запрашивает у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направляет своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в случае выявления нарушений или совершения общественными объединениями действий, противоречащих их уставным целям, выносит администрации данных объединений письменное предупреждение.

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение Федерального закона «Об общественных объединениях» и иных законов.

От имени общественных объединений, не обладающих правами юридического лица, ответственность за нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям. Приостановить их деятельность вправе федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации (подчиненный ему прокурор). Предварительно контрольно-надзорные инстанции вносят в руководящий орган объединения представление о выявленных нарушениях и устанавливают сроки их устранения. Если в установленные сроки эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете деятельности может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации. Ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

В случае устранения нарушений в течение установленного срока, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, которые ее приостановили. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Ликвидация общественного объединения осуществляется также по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения.

Основаниямиликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением действующего законодательства либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а его деятельность запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Предприятия, учреждения и организации, как субъекты административного права

Прежде чем приступить к рассмотрению административно-правового статуса предприятий учреждений и организаций (а именно в такой последовательности они закреплены в статье 13 Конституции Республики Беларусь) необходимо уточнить понятие «организация». Так как оно служит обобщающим понятием, а предприятия и учреждения являются разновидностью организаций.

Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация – это орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять административную может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора и т.д.; или возможно совместно единоличное и коллективное руководство в лице совета директоров, дирекции, правления; либо другой назначенный орган, или орган которому коллектив делегировал право по управлению организацией.

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, налогового и других.

В гражданском кодексе Республики Беларусь (глава 4) нашло свое юридическое закрепление понятия юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права. Так как, в частности, определяет виды различных организаций.

Юридическим лицом , в целом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для всесторонней и правильной характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности очень важное значение имеет их классификация.

Так, по цели деятельности

- коммерческие

    некоммерческие

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации – это распределяющие не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В соответствии с законодательными актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

По видам собственности организации подразделяются на:

    государственные;

    негосударственные;

По роду деятельности (предназначению) существуют следующие разновидности организаций:

    предприятия;

    учреждения;

    иные организации.

Сюда же можно отнести общественные объединения граждан.

Предприятия и учреждения - это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятия - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Правовое положение и организационно-правовые формы предприятий определяются Гражданским Кодексом Республики Беларусь.

В частности, предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Существует множество форм предприятий, определяемых их отраслевой производственно-технологической специализацией:

а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, комбинаты и т.д.

б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.

в) строительные предприятия: строительные управления, кооперативы и др.

г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и т.п.

д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.

е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и т.п.

ж) жилищно-коммунальные предприятия: жилищно-эксплуатационные службы, ремонтно-эксплутационные управления, энергосети и др.

Административно-правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:

    нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

    нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

    нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:

      запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;

      государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации;

    обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.

Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования и т.д.

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Учреждения – это организации, которые выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранение и др.

В отличие от предприятий, чье правовое положение в основном закреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях» признан утратившим силу. Смотри Закон Республики Беларусь от 30.07.2004 г. № 307-3 «О признании утратившим силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь»), правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления…. К таким актам относятся: Законы Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», 2002; «О здравоохранении», 1993 г.; «О культуре в Республике Беларусь», 1990 г. и др.

Государственные учреждения наделены достаточной самостоятельностью, при этом их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Организации. Ранее мы рассматривали понятие «организация». В самом обобщенном виде это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Что же касается вопросов, связанных с административным правом, то в данном аспекте организации создаются во многих отраслях и сферах государственной деятельности. К ним относятся, например: научно-исследовательские, проектно-технические институты, конструкторские бюро и др.

Термин «организация» используется также для обозначения первичных звеньев общественности и их органов. Применяется он для наименования в отраслях государственного управления наряду с такими понятиями как «предприятие», «учреждение», «объединение», иногда одновременно обозначая одни и те же структурные звенья.

Таким образом, различия между предприятием, учреждением и организацией коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем, деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, свойственных для учреждений и организаций, и наоборот учреждения и организации могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, функционируют экспериментальные и другие производственные подразделения).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях » от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
  2. общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
  3. общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
  4. общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг , отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
  5. орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
  6. политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах , а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления .

В зависимости от территориальной сферы деятельности все действующие в России общественные объединения подразделяются на следующие виды:

  1. общероссийские - действующие на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);
  2. межрегиональные - действующие на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);
  3. региональные - действующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
  4. местные - действующие в пределах территории органа местного самоуправления (муниципального образования).

1. Общественные объединения подлежат специальной государственной регистрации в органах Федеральной регистрационной службы. В целях приобретения прав юридического лица общественные объединения, кроме того, регистрируются в соответствующих налоговых органах.

2. Общественные объединения в отличие от других организаций наделяются дополнительными правами в административно-публичной сфере. В частности, они вправе иметь собственную символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

3. Общественные объединения в отличие от других организаций несут дополнительные обязанности в административно-публичной сфере, в частности: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности, допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия; информировать регистрирующий орган об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании; исполнять обязанности, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

4. В отношении общественных объединений, нарушающих Конституцию и законодательство Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов РФ, регистрирующим органом или соответствующим прокурором может быть применена такая мера административного принуждения , как приостановление деятельности общественных объединений на срок до шести месяцев. В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады.

Административно-правовой статус общественных объединений

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 (с последующими изменениями), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995, «О политических партиях» от 11.07.2001 (с изм. от 25 июля 2002 г.) и другими актами.

Действие ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Для общественных организаций как для субъектов административного права характерны признаки: добровольность объединения; наличие устава или положения, регулирующего правовое положение данной организации; организационная имущественная обособленность; наличие органов самоуправления; материальное участие членов организации в создании материальной базы; как правило, стабильный состав, сочетающийся с возможностью обновления.

Формы общественных объединений:

1. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

3. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение – не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения.

5. Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

6. Политическое общественное объединение – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

7. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

8. Молодежные и детские объединения – им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

9. Благотворительные организации понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.

Возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Для регистрации общественного объединения необходимо: заявление в регистрирующий орган; устав; выписка из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора. Органы юстиции, регистрирующие обществ. объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Религиозные объединения – добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений; других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их правовое положение определено ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997. Религиозные объединения не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы гос. власти и в органы МСУ, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Несмотря на отличия в административно-правовом положении различных общественных объединений, их статусам присущи многие общие черты. Это определяется тем, что все общественные объединения:

Образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

Не обладают государственно-властными полномочиями;

Не являются субъектами правотворчества;

Действуют от своего имени;

Не являются коммерческими организациями, т. е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, - отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений - в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях». Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами местного самоуправления.

Между тем, согласно данному Закону, государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений их регистрирует, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и др. Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет право запрашивать их распорядительные документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных федеральным законом случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменные предупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения.

Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство РФ, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и др.

Общественные объединения, в свою очередь, вправе:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;

Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Участвовать в избирательных кампаниях (при условии государственной регистрации данного общественного объединения и при наличии в его уставе положения об участии в выборах).

Общественные объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и служит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринимательская деятельность регулируется ГК РФ и другими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. При этом допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.