В российской федерации монополистическая деятельность запрещена. Антимонопольные запреты при недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности (Орлова Е.В.)

Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими (ст.

4 Закона о конкуренции).

Из приведенного определения следует:

1) монополистическая деятельность является правонарушением, направленным на недопущение, ограничение или устра-

1 См.: Приказ ФАС России от 22 декабря 2006 г. № 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» // Российская газета. 2007. 31 янв.

330 Раздел III. Публичная организация предпринимательской деятельности

нение конкуренции. При этом Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает перечень запретов такой деятельности, из которых не могут быть сделаны исключения ни антимонопольным органом, ни судом (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других случаях допускает исключения, которые могут быть сделаны на основе правил разумности при решении вопроса о запрещении или разрешении антимонопольным органом какого-либо вида монополистической деятельности (например, при соглашениях и согласованных действиях).

В качестве правила разумности Закон о конкуренции в ст. 13 определяет принятые в ЕС четыре условия допустимости соглашений и согласованных действий: -

они не налагают на участников таких действий или третьих лиц ограничений, не соответствующих достижению целей таких действий; -

они не создают возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке; -

они имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; -

они имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких действий;

2) монополистическая деятельность характеризуется через состав правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Различаются следующие составы монополистической деятельности: злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке определенного товара; соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, ограничивающие конкуренцию; акты и действия (бездействие) органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции; соглашения или согласованные действия органов исполнительной власти и

1 См.: Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 68 - 72.

местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию; действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов и отборе финансовых организаций; незаконное предоставление государственной или муниципальной помощи; недобросовестная конкуренция.

Запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст.

10 Закона о конкуренции).

Правонарушением признается деятельность хозяйствующего субъекта (группы лиц), отвечающая одновременно двум условиям: 1)

хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (количественный признак); 2)

злоупотребляет своим положением, ограничивая конкуренцию (качественный признак), например, устанавливает монопольно высокую или монопольно низкую цену товара, изымает товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывает контрагенту невыгодные условия договора, совершает другие запрещенные действия.

Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке лежит на ФАС России. Устанавливая факт доминирующего положения, ФАС России должен определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли. При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение ФАС Рос-

сии правил установления данного факта.

ФАС России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Правила формирования и ведения указанного реестра

1007 г. № 898 . Решение о включении хозяйствующего субъекта

1 Подробнее об этом см.: Предпринимательское (хозяйственное) право / Отв. ред. О. М. Олейник: В 2 т. С. 481-498.

2 См.: Письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 5. С. 88.

3 СЗ РФ. 2007. № 52. Ст. 6480.

332 Раздел III. Публичная организация предпринимательской деятельности

в реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым и ежегодно публикуется по состоянию на 1 января.

В случаях, предусмотренных Законом о конкуренции, подобные действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (ст. 13).

Запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции (ст. 11 Закона о конкуренции), например соглашения, направленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др. Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рынка.

Допускаются вертикальные соглашения, т. е. соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой и являются в отношении друг друга продавцом и покупателем, например, договоры коммерческой концессии, договоры хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 20%, а также некоторые другие соглашения и согласованные действия (ст. 12, 13 Закона о конкуренции).

В качестве монополистической рассматривается также деятельность хозяйствующих субъектов по координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Такая деятельность запрещается и является основанием для ликвидации в судебном порядке названных организаций по иску антимонопольного органа (ст. 10 Закона о конкуренции).

Антиконкурентные соглашения по праву зарубежных стран также запрещены. При этом критерии отнесения соглашений к антиконкурентным в разных странах могут различаться. В США антиконкурентным соглашением признается всякий договор, объединение или сговор с целью ограничения конкуренции. Перечня таких ограничений закон не предусматривает, они оп-

Глава 9. Антимонопольное регулирование

ределяются судебной практикой. В Германии, Франции и Великобритании запрещены горизонтальные (картельные соглашения предприятий) и вертикальные (договоры о ценах перепродажи, о ведении дел только с определенными предприятиями, связывающие договоры и т. п.) ограничения конкуренции. В Японии критерием оценки соглашения как антиконкурентного является чрезмерность ограничения конкуренции. В ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, решения ассоциаций предприятий и согласованные действия, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах общего рынка. Предусмотрен примерный перечень таких нарушений.

Особенностью российского законодательства о защите конкуренции является запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Банку России принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые могут привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15 Закона о конкуренции).

В частности, запрещается введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; установление запретов на продажу (покупку) товаров из одного региона Российской Федерации в другой и др.

Гарантией обеспечения конкуренции является также запрет на совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Запрещаются соглашения или согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само-

1 Картель (фр. cartel) - одна из основных форм капиталистических монополий, объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежа и т. д., сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность.

334 Раздел III. Публичная организация предпринимательской деятельности

управления, государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию посредством повышения, снижения или поддержания цен; раздела рынка и др. (ст. 16 Закона о конкуренции). Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными.

Запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов, в том числе координация организаторами торгов деятельности участников торгов; создание преимуществ кому-либо из участников торгов, ограничение доступа к торгам и др. (ст. 17 Закона о конкуренции).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг (услуги кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, лизингодателей, страховщиков) путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» .

Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Запрещается незаконное предоставление государственной или муниципальной помощи (ст. 20 - 21 Закона о конкуренции). Такая помощь может предоставляться в целях: обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера; проведения фундаментальных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социального обслуживания населения, в частности поддержки безработных граждан.

Не является государственной или муниципальной помощью, а следовательно, допускается: предоставление преимущества

1 СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. I. Ст. 3105.

отдельному лицу на основании федерального закона, судебного акта, результатов торгов; закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий; предоставление отдельным лицам предусмотренного законом о бюджете бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций.

Закон о конкуренции предусматривает порядок предоставления государственной или муниципальной помощи и последствия его нарушения. В частности, если акты о предоставлении такой помощи приняты в нарушение Закона о конкуренции, они могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное по ним имущество подлежащим возврату в государственную или муниципальную собственность.

Запрещается недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции). Являясь правонарушением, недобросовестная конкуренция не допускается. Примерный перечень составов недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 Закона о конкуренции: 1)

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (дискредитация, диффамация); 2)

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; 3)

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 4)

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, его продукции, работ, услуг (фирменного наименования, товарного знака и др.);

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции .

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков .

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц – права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Для установления и запрещения монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке уста" навливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) являются предприниматели – хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

  • индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;
  • соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Органы государственной власти , органы местного самоуправления и их должностные лица не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, и потому закон не упоминает их при определении этих понятий.

Противоправное поведение этих органов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют публичную власть с целью неправомерного получения доходов или иных привилегий, нарушают права и законные интересы предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции.

Правонарушения органов подразделяются на индивидуальные акты и действия; соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.

предпринимательский право монополия государственный

Монополистическая деятельность - это правовая категория, означающая злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Основные правовые акты, регулирующие монополистическую деятельность:

1. Конституция Российской Федерации (статья 34).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (статья 10).

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке. Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

Доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

Доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доминирующим признается также положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

Совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля, хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

В течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, перечень видов монополистической деятельности не является исчерпывающим и может включать в себя любые действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими.

Различают следующие основные типы монополий.

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные монополии; естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях»). О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ от 21.08.1995. - № 34. - Ст. 3426.

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлении в электроэнергетике

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Органы регулирования естественных монополий могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 ФЗ «О естественных монополиях»).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства, могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами, могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов, исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана, прежде всего, с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

По своим видам монополистическая деятельность делится на: 1) индивидуальную; 2) коллективную; 3) договорную; 4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с законом монополистическими (ст. 4 Закона о конкуренции).

Таким образом, монополистическая деятельность квалифицируется как правонарушение, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, характеризуемое определенным составом: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона . При этом Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает перечень безусловных запретов такой деятельности (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других случаях предусматривает исключения, допускающие монополистическую деятельность исходя из правил разумности (например, при оценке соглашений и согласованных действий).

Так, исходя из правил разумности, соглашения или согласованные действия допустимы, если они:

  • - не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и действий;
  • - не создают возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
  • - имеют своим результатом совершенствование производства (реализации) товаров или стимулирование технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке;
  • - имеют своим результатом получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате таких соглашений и действий (ст. 13).

Закон о конкуренции выделяет следующие составы монополистической деятельности:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о конкуренции). Правонарушением признается деятельность хозяйствующего субъекта (группы лиц), отвечающая одновременно двум условиям: хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (количественный признак) и злоупотребляет своим положением, ограничивая конкуренцию (качественный признак): например, устанавливает монопольно высокую или монопольно низкую цену товара, изымает товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывает контрагенту невыгодные условия договора, совершает другие запрещенные действия.

Бремя доказывания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке лежит на ФАС России, которая должна определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли 1 . При несогласии хозяйствующего субъекта с признанием его положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение ФАС России правил установления данного факта . Действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий превышает негативные последствия для данного товарного рынка (ст. 13).

ФАС России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% . Решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр может быть обжаловано в арбитражный суд. Реестр является открытым;

2) соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции, признаются картелем и запрещаются. К ним относятся, например, соглашения, направленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др. Такие соглашения признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рынка (ст. 11 Закона о конкуренции).

Допускаются соглашения между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими между собой и являющимися в отношении друг друга продавцом и покупателем (вертикальные соглашения) (например, договоры коммерческой концессии, договоры хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых на товарном рынке не превышает 20%, некоторые другие соглашения и согласованные действия (ст. 12 и 13 Закона о конкуренции)).

В других странах картели также запрещены, хотя критерии отнесения соглашений к картелям в разных странах могут различаться. Так, в США антиконкурентным соглашением признается всякий договор, объединение или сговор с целью ограничения конкуренции. В Германии, Франции и Великобритании запрещены горизонтальные (картельные соглашения) и вертикальные (соглашения о ценах перепродажи, о ведении дел только с определенными предприятиями, связывающие соглашения и т. п.) ограничения конкуренции. В Японии критерием оценки соглашения как антиконкурентного является чрезмерность ограничения конкуренции. В ЕС запрещены все соглашения между предприятиями, которые могут причинить ущерб торговле между государствами-членами и имеют своей целью или следствием ограничение конкуренции в пределах общего рынка;

  • 3) согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов направлены на ограничение конкуренции (например, на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др.). Такие соглашения признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действия превысит негативные последствия для рынка (ст. 11 1 Закона о конкуренции);
  • 4) акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, Банка России могут привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 15). В частности, запрещаются введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, установление запретов на продажу (покупку) товаров из одного региона Российской Федерации в другой и др.

Гарантией обеспечения конкуренции является также запрет на совмещение функций органов власти и хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;

  • 5) соглашения или согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию посредством повышения, снижения или поддержания цен, раздела рынка и др. (ст. 16 Закона о конкуренции);
  • 6) действия организаторов торгов, которые могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, запросе предложений, заключении договоров с финансовыми организациями и договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе координация организаторами торгов деятельности участников торгов; создание преимуществ кому-либо из участников торгов, ограничение доступа к торгам и т. п. (ст. 17).

Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества (аренда, доверительное управление имуществом), может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 17 1).

Заключение договоров с финансовыми организациями об оказании финансовых услуг (привлечение денежных средств во вклады, открытие и ведение банковских счетов, ведение реестра владельцев ценных бумаг, доверительное управление ценными бумагами, негосударственное пенсионное обеспечение) должно осуществляться путем проведения открытого конкурса или аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа;

7) незаконно предоставленные государственные или муниципальные преференции (ст. 20 и 21). Преференции признаются законными, если они предоставлены в целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, проведения фундаментальных исследований, защиты окружающей среды, развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности, социальной защиты населения, в частности поддержки безработных граждан.

Допускается также предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов, закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, передача государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или военных действий, предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или вступившего в законную силу решения суда.

Если акты о предоставлении государственной или муниципальной преференции приняты в нарушение Закона о конкуренции, они могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное по ним имущество - подлежащим возврату в государственную или муниципальную собственность;

  • 8) недобросовестная конкуренция, т. е. любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о конкуренции). Примерный перечень составов недобросовестной конкуренции приведен в ст. 14 данного Закона:
    • - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (дискредитация, диффамация);
    • - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
    • - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
    • - продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, его продукции, работ, услуг (фирменного наименования, товарного знака и др.);
    • - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну;
    • - ненадлежащая реклама, т. е. недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения установленных законом требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Контроль в сфере рекламы возложен на антимонопольные органы (ст. 2, 6, 33 Закона «О рекламе»).

Законодательством зарубежных стран также установлен запрет недобросовестной конкуренции: гл. 15 Свода законов США, Закон о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополизма 1890 г., Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.; ст. 1382, 1383 ФГК, Ордонанс № 86-1243 о свободе установления цен и свободной конкуренции 1986 г.; Закон Германии о недобросовестной конкуренции 1909 г.; Федеральный закон Швейцарии о недобросовестной конкуренции 1986 г.; Закон Японии о запрете частной монополии и поддержании честной торговли 1947 г.; ст. 2598-2601 ГК Италии; Закон Великобритании о конкуренции 1980 г.

Законодательство большинства стран не содержит определение понятия недобросовестной конкуренции, а оперирует перечнем конкретных видов конкурентных действий, признаваемых недобросовестными. Исключение составляет, например, Федеральный закон Швейцарии о недобросовестной конкуренции 1986 г., содержащий наряду с перечнем недобросовестных конкурентных действий общее определение понятия недобросовестной конкуренции - всякое поведение или коммерческая практика, вводящие в заблуждение или каким-либо иным образом противоречащие обычаям доброй торговой практики и имеющие место в отношениях между конкурирующими субъектами или в отношениях субъектов коммерческой деятельности с клиентурой (ст. 2).

Недобросовестная конкуренция по законодательству большинства зарубежных стран влечет ответственность: гражданско-правовую (возмещение убытков), административно-правовую (штраф), уголовную (вплоть до лишения свободы).

  • См.: Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования.М„ 1996. С. 68-72.
  • См.: Предпринимательское (хозяйственное) право / под ред. О. М. Олейник.С. 481-498.
  • См. письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства».
  • См. постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. № 896.