Нормативно справочной. Технология управления нси корпоративного уровня

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

В условиях перехода к цифровой экономики компании окончательно убедились, что данные - это актив, который важно правильно хранить, обрабатывать, анализировать, используя для принятия решений и построения прогнозов. Эффективность этих процессов обеспечивает единое хранилище, в которое должны быть загружены проверенные качественные данные. Задача их консолидации из разных источников подразумевает сопоставление и синхронизацию справочников в различных ИТ-системах. Именно для этого бизнесу нужны системы управления нормативно справочной информацией (НСИ).

По данным TAdviser, объем рынка систем управления НСИ составляет около 1,5 млрд рублей на конец 2017 года. Спрос на эти решения растет на 20-25% в год - прямо пропорционально росту цифровизации бизнеса. Ускорению динамики способствует рост проникновения облачных сервисов на отечественном рынке (на уровне около 20% в год), а также запуска инициатив по информатизации государства и общества в рамках реализации программы .

Общий путь к цифровизации диктует необходимость в единой базе знаний о клиентах, продуктах и т.д. Для успеха цифровых инициатив нужно эффективно управлять данными, которые прежде необходимо собрать воедино – чтобы сформировать достоверное и корректное предоставление «единой версии правды» для всех структурных подразделений. Соответственно, растет спрос на инструменты для сопоставления и консолидации данных, которые обеспечивают быстрый доступ к информации, независимо от ее источника, анализ закономерностей и отклонений, а также безопасное распространение данных.

В фокусе внимания

Представители бизнеса становятся все более требовательными к качеству НСИ и процессам управления ей. Также вопросы к качеству НСИ возникают и на местах, у специалистов. Чем более резко увеличиваются объемы накапливаемых организациями данных, тем выше требования к производительности информационных систем. Объемы справочников постоянно растут. От современных решений в области управления НСИ ждут возможности поддерживать работу более чем с 1 млрд записей.

Если 10 лет назад, в конце нулевых годов XX века, под задачами НСИ чаще понимался процесс миграции справочников в рамках внедрения учетных информационных систем, то в 2018 году бизнес подходит к задачам управления НСИ более осознанно и структурно, с привлечением функциональных подразделений, непосредственно использующих эту информацию в бизнес-процессах. Происходит уточнение задач, связанных не только с оборудованием и материалами, но и с контрагентами и прочими справочными данными.

Сложившееся положение требует более высокого уровня автоматизации и формализации: все, что может быть «зашито» в четкий автоматизированный алгоритм, должно быть формализовано, т.к. без жестких правил работа с НСИ превращается в хаос. Также вовлечение различных подразделений бизнеса в проекты НСИ увеличивает их длительность. В качестве решения на первый план выходят современные средства автоматизации качества данных с использованием механизмов , - комментирует Баир Данилов, руководитель направления НСИ компании IBS

По состоянию на 2018 год до 75% этого рынка приходится на консалтинг и около 25% занимают лицензии. Такая ситуация обусловлена тем, что помимо непосредственного создания справочника, компаниям необходима его интеграция с другими информационными системами, а для справочников клиентов - с системами защиты персональных данных, отмечают в «Крок ».

Новые тренды

В числе «горячих» глобальных технологических трендов, меняющих рынок НСИ , эксперты IBS отмечают расширение объема управления справочниками, т.е. управление не только основными данными – контрагентами и материалами, но и единым планом счетов, производственными активами и другими необходимыми справочниками для ключевых бизнес-процессов предприятия. Также в фокусе - автоматизация процесса проверки НСИ, в том числе с помощью технологий машинного обучения , разработка единых стандартов ведения контрагентов и материалов, а также создание цифровых экосистем, в которых производители и покупатели могут свободно обмениваться прозрачной информацией о товарах и сделках.

Определяющим трендом остается улучшение . Технологии машинного обучения позволяют проводить более качественную дедупликацию в автоматизированном режиме. В целом развитие заметно меняет ранее сложившиеся подходы к работе с НСИ – повышается эффективность распознавания и корректировки данных, добавляется возможность использовать мультимедийную информацию, делать данные нагляднее и пр.

Сегодня интерес к качеству НСИ демонстрируют не только гиганты экономики, но и компании среднего бизнеса. В IBS отмечают рост количества запросов на проекты НСИ со стороны фармацевтики, пищевой промышленности, машиностроения и сельского хозяйства. В том числе этот интерес подстегивают импортозамещающие инициативы – как раз внедрение НСИ позволяет решить задачу поэтапного и рационального импортозамещения зарубежных решений.

Топ-8 игроков российского рынка систем управления НСИ

Крок IBS SDI Solution «НЦИТ «Интертех» TaskData Ланит ЕАЕ-Консалт Navicon
Выручка по проектам НСИ 2016 135 млн руб. 99,9 млн руб. 63,3 млн руб. 51,9 млн руб. 44 млн руб. 28 млн руб. 11,2 млн руб. 7,5 млн руб.
Динамика выручки по проектам НСИ 2016/2015 13% 6% 32% 50% 90% 10% -10% Рост
Количество проектов НСИ 2017 4 7 7 Завершено 6, в реализации 2 6 5 4
Количество проектов НСИ 2016 В реализации 4, завершен 1 4 7 4 5 3 4
Используемые решения/ платформы Крок НСИ Suite, Talend Platform for MDM, MDM, Informatica MDM , ряд систем Oracle , а также отечественная платформа «Юнидата» SAP , Ataccama, собственная разработка (20%), 1С MDM собственная разработка Semantic MDM. СУБД Microsoft SQL Server , Oracle , PostgreSQL * собственная разработка - программная платформа по управлению систем НСИ Ontologic (зарегистрирована в Реестре российского ПО № 4114 от 11.12.2017);

2. Горно-металлургическая компания - создание Автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации, разработка классификатора МТР, нормализация справочника МТР и справочника контрагентов. Более 2000 пользователей. На базе SAP MDM, SAP PI, SAP Portal, SAP BPM.

3. ФОИВ - Консолидация и очистка полученной информации, интеграция решения в корпоративную ИС. На базе Informatica MDM, Informatica Power Center, Informatica Data Quality, Oracle BPM.

1. Объединенная двигателе- строительная корпорация - «Создание и внедрение Корпоративной системы управления нормативно-справочной информации на платформе Системы управления НСИ «Semantic»

2. Разработка автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации АО «Концерн «Калашников» на платформе системы управления НСИ «Semantic».

3. «Разработка автоматизиро- ванной системы «Управление электронными справочниками предприятия» для нужд ПАО «РКК «Энергия» .

1. Проектирование, реализация и ввод в промышленную эксплуатацию корпоративной системы управления НСИ Группы «Интер РАО» ;

2. Создание Единой системы нормативно-справочной информации Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР, SOCAR);

3. Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией в Компании ЗАО «АБИ Продакт»;

4. Внедрение системы управления НСИ (расширенные справочники) ПАО «ГМК Норильский никель» ;

5. Нормализация Единого справочника МТР и выполнение мэппинга в записях Единого номенклатурного справочника в рамках проекта по внедрению единой концепции управления корпоративной НСИ ПАО «Полюс» ;

6. Создание методико-регламентной базы нормативно-справочной информации в части справочника материально-технических ресурсов и нормализации справочника МТР ООО «Иркутская нефтяная компания» ;

7. Создание Единой системы управления нормативно-справочной информацией основных данных группы компаний «Силовые Машины».

1. Отраслевой центр разработки и внедрения информаци- онных систем (ОЦРВ). Разработана функцио- нальность первой очереди АСОУП-3, в состав которого входит Автоматизиро- ванный комплекс ведения НСИ.

2. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Создание подсистемы управления нормативно- справочной информацией (ПНСИ).

3. Объединенная приборо- строительная корпорация (ОПК). Проект по построению макета системы управления НСИ в рамках реализации проекта «Сетевая интегриро- ванная расчетно- информационная управляющая система» (СИРИУС) - централизо- ванной системы управления закупками ОПК.

1. Развитие автоматизиро- ванной системы ведения НСИ в одном из крупнейших банков России (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, база данных Oracle).

2. Разработка системы ведения НСИ для "Газпромбанк " (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, СУБД Microsoft SQL Server).

КССС 8 очередь - перевод справочников на платформу IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI, контроль качества данных НСИ;

Интеграция КССС с 1С ДО - интеграция справочника Контрагенты с системами 1С в ДО;

КССС-НСИ РРЭМ - перевод и создание справочников РРЭМ на платформе IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI. Используется СУБД Oracle для нижнего слоя хранения и для витрины данных НСИ.

1. Food Union (консолидация отчетности от нескольких филиалов и производств, возможность принимать управленческие решения на основе постоянно обновляющегося набора данных, реализация в облачной среде Microsoft Azure).

2. Газпром Газэнергосеть (автоматизация загрузки агрегированных данных из учетных систем дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в корпоративное хранилище данных (КХД) в центральном офисе).

3. Специализиро- ванный депозитарий «Инфинитум Специализированный депозитарий » (оптимизация бизнес- процессов в части ведения нормативно-справочной информации, оптимизация архитектуры путем создания централизо- ванного хранилища НСИ, устранение дублей и двойного ввода данных)

Самые масштабные проекты по количеству справочников в 2015-2017 1. Проект 1. Объем справочников - более 30.

2. Проект 2. Объем справочников: около 20.

3. Проект 3. Объем справочников - более 200.

1. Проект АО «ОДК» . Объем справочников - более 20.

Интеграция КССС с 1С для SIP - 31 организация Группы ЛУКОЙЛ;

КССС-НСИ РРЭМ - ПАО ЛУКОЙЛ и 4 НГДО

1. Специализиро- ванный депозитарий "Инфинитум" (около 40 000).

Сабир Асадуллаев и Александр Карпов
Опубликовано 09.11.2010

Основные понятия и терминология

Мастер - данные (МД) включают в себя информацию о клиентах, сотрудниках, продуктах, товарах, поставщиках, которая, как правило не является транзакционной по своей природе.

Нормативно-справочная информация (НСИ) включает в себя словари, справочники, классификаторы, кодификаторы, нормативы и идентификаторы. Это – базовый уровень транзакционных систем, который в ряде случаев ведется внешними уполномоченными организациями.

Рис. 1 в упрощенном виде иллюстрирует отличие НСИ, мастер-данных и транзакционных данных. В условной системе продажи авиабилетов роль НСИ выполняет кодификатор аэропортов, созданный разработчиками системы с учетом неких специфических требований. Но для взаимодействия с другими международными информационными системами код аэропорта должен быть понятен всем. Этой цели служит трехбуквенный уникальный код аэропорта, присваиваемый аэропортам Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).

Данные пассажира являются не столь стабильными, как коды аэропорта. В тоже время, будучи один раз введенные в систему, данные пассажира могут быть в дальнейшем использованы для различных маркетинговых акций, например, для скидок при достижении определенного суммарного полетного расстояния. Такая информация обычно относится к мастер – данным. К ним же можно отнести данные об экипажах, о самолетном парке компании, о грузовых и пассажирских терминалах, и о многих других сущностях, участвующих в процессе авиаперевозок, но не рассматриваемых в рамках нашего упрощенного примера.

Последняя, верхняя строка на Рис. 1 схематично изображает условную транзакцию, связанную с продажей билета. Аэропортов в мире сравнительно немного, клиентов намного больше, но они могут многократно пользоваться услугами этой компании, а билет не может и не должен быть использован повторно. Таким образом, для авиакомпании данные о продажах билетов являются наиболее часто меняющимися транзакционными данными.

Суммируя можно сказать, что НСИ составляет базовый уровень автоматизированных информационных систем, а мастер-данные хранят информацию о клиентах и сотрудниках, о поставщиках продукции, оборудовании, материалах и о других бизнес – сущностях.

При этом НСИ и МД имеют много общего, поэтому в тех случаях, когда рассматриваемые факторы касаются и НСИ, и МД, мы будем упоминать их как «НСИ и МД», например, «система ведения НСИ и МД».

Общие недостатки традиционного ведения НСИ и МД

Наиболее распространенной и очевидной проблемой традиционного ведения НСИ и МД является отсутствие поддержки временных изменений. Адрес, как правило, является одной из важнейших компонент НСИ и МД. К сожалению, адреса меняются. Клиент может переехать, но может «переехать» целый дом и даже улица. Так, в 2009 году адрес комплекса зданий «Башня на набережной» изменился с «Краснопресненская набережная, дом 18» на «Пресненская набережная, дом 10». Таким образом, запрос “Какое количество корреспонденции было доставлено в офис компании, арендующей помещения в «Башне на набережной» в 2009 году?” должен корректно обрабатывать записи о доставках с двумя разными адресами.

Однако, для того чтобы изменения в жизни были отражены в ИТ системе, мало иметь технологические (программно-аппаратные) средства ведения НСИ и МД. Необходим кто-то, или что-то, для отслеживания изменений. То есть, требуется организационные меры, например, штат сотрудников с должностными обязанностями, соответствующими принятой методологии ведения НСИ.

Таким образом, корпоративное ведение НСИ и МД включает в себя три категории мероприятий:

  1. Методологические мероприятия, определяющие методы, регламенты, стандарты, процессы и роли, поддерживающие весь жизненный цикл ведения НСИ и МД
  2. Организационные мероприятия, определяющие в соответствии с методологическими требованиями, организационною структуру, функциональные подразделения и их задачи, роли и должностные обязанности сотрудников.
  3. Технологические мероприятия, лежащие на уровне ИТ и обеспечивающие исполнение организационных и методологических мероприятий.

В данной статье мы рассмотрим, в первую очередь, технологические мероприятия, которые включают в себя создание единой модели данных НСИ и МД, ведение и архивацию исторической НСИ и МД, идентификацию объектов НСИ и МД, устранение дубликатов, выявление противоречий, обеспечение ссылочной целостности, поддержку жизненного цикла объекта НСИ и МД, выработку правил очистки, создание системы ведения НСИ и МД и ее интеграцию с эксплуатируемыми информационными системами предприятия. Рассмотрим более детально технологическую область создания инфраструктуры НСИ и МД и связанные с ней недостатки традиционного ведения НСИ и МД.

Технологические недостатки ведения НСИ и МД

Нет единой модели данных НСИ и МД

Единая модель данных НСИ и МД отсутствует, или она не формализована, что не позволяет эффективно использовать объекты НСИ и МД и затрудняет любую автоматизацию работы с данными.

Модель данных является основной и самой важной частью ведения НСИ и МД, отвечая, к примеру, на следующие вопросы:

  • что включать в идентифицирующие атрибуты объекта НСИ и МД?
  • что из всех атрибутов объекта НСИ и МД хранить в модели данных и отнести к НСИ и МД, а что отнести к операционным данным и оставить в эксплуатируемой информационной системе?
  • как провести интеграцию по модели с внешними идентификаторами и классификаторами (ОКПО, ОКУД)?
  • дает ли совокупность двух атрибутов из различным ИТ систем третий уникальный и важный с точки зрения бизнеса атрибут?

Нет единого регламента ведения истории и архивации

Историческая информация в существующих корпоративных ИТ системах зачастую ведется по своим регламентам и имеет свои жизненные циклы, отвечающие за обработку, агрегацию и архивацию объектов НСИ и МД. Даже при наличии единой модели данных НСИ и МД, синхронизация исторических и архивных данных и приведение их к единому виду представляет собой нетривиальную задачу.

Пример проблем, вызванных отсутствием ведения исторической нормативно-справочной информации приведен в разделе «»

Сложность отождествления объектов НСИ и МД

В различных ИТ системах объекты НСИ и МД имеют собственные идентификаторы – наборы атрибутов. Ситуация осложняется тем, когда для одних и тех же объектов в различных системах не удается выделить один общий набор атрибутов, сочетание которых уникально и идентифицирует объект в информационной системе – аналог составного ключевого поля в базах данных. В этом случае задача отождествления и сравнения объектов в различных ИТ системах переходит из детерминистической области в область вероятностной. Качественно провести идентификацию объектов НСИ и МД без специализированных средств анализа и обработки данных в этом случае затруднительно.

Возникновение дубликатов объектов НСИ и МД

Сложность идентификации объекта приводит к потенциальному возникновению дубликатов (или возможных дубликатов) одного и того же объекта НСИ и МД в различных системах, что является основной и самой значимой проблемой для бизнеса. Дублирование информации ведет к дублированию расходов на обработку объектов, дублированию «точек входа», увеличение расходов на поддержание жизненных циклов объектов. Дополнительно следует отметить затраты на процессы ручной сверки (реконсиляции) дубликатов, которые изначально слишком высоки, так как часто выходят за границы возможностей ИТ систем и требуют участия оператора. Следует отметить, что возникновение дубликатов является системной ошибкой, появляющейся на самых ранних шагах бизнес-процессов, использующих объект НСИ и МД. Далее по ходу исполнения бизнес процесса дубликат обрастает связями, атрибутным составом и ситуация еще более усложняется.

Несогласованность метаданных НСИ и МД

Каждая информационная система, поддерживающая линию бизнеса предприятия, и в которой зарождаются специфичные для этого бизнеса объекты НСИ и МД, определяет свой набор бизнес правил и ограничений, накладываемых как на атрибутный состав (метаданные), так и на значение атрибутов. В результате часто возникает ситуация, когда эти правила и ограничения, заданные в различных информационных системах, входят в противоречие друг с другом, таким образом сводя на нет даже теоретические попытки привести все объекты НСИ к одному виду. Ситуация усугубляется, когда при внешне совпадающей модели данных, данные имеют одно и тоже смысловое значение, но различное значение с точки зрения представления: различное написание, перестановки в адресах, сокращения ФИО, различные кодировки, сокращения.

Ссылочная целостность и синхронизация модели НСИ и МД

В реальной жизни все объекты НСИ и МД, находящиеся в пространстве своей IT системы, содержат в себе не только значения, но и ссылки на другие НСИ и МД, которые могут находиться (и вестись) в отдельных внешних системах. Здесь в полный рост встает проблема синхронизации и поддержки целостности всей модели НСИ и МД организации. Одним из общепринятых путей решения такого рода проблем является переход к использованию НСИ и МД которые ведутся и импортируются в организацию извне (к примеру, справочники КЛАДР, ОКВЭД, ТН ВЭД, ФСКП и ЕКПС).

Рассогласование жизненного цикла объекта НСИ и МД

В результате наличия одного и того же объекта НСИ и МД в различных корпоративных системах, ввод и изменение этого объекта в этих системах несогласован, и зачастую растянут во времени. Возможна ситуация, когда объект находится в различных системах во взаимоисключающих статусах (активен в одной системе, архивирован в другой, удален в третьей), что затрудняет поддержку целостности объектов НСИ. Несвязанные и «размазанные» во времени объекты сложно использовать как в транзакционных, так и в аналитических процессах.

Выработка правил очистки

Правила очистки НСИ и МД зачастую вполне справедливо относят к методологическим аспектам. Безусловно, ИТ специалисты нуждаются в постановке задачи от бизнес – пользователей, например, в каких случаях необходимо обновлять коды аэропортов, или какая из двух платежек имеет правильную кодировку реквизитов. Но бизнес - специалисты не знакомы с тонкостями реализации эксплуатируемых ИТ систем. Более того, документация на эти системы или неполна, или отсутствует. Поэтому необходим анализ информационных систем с целью уточнения правил очистки и выявления новых правил.

Неверный выбор мастер-системы ведения НСИ и МД

Чаще всего самыми значимыми источниками и потребителями НСИ и МД являются крупные унаследованные корпоративные информационные системы, являющиеся ядром бизнеса предприятия. В реальной жизни такую систему зачастую выбирают в качестве «мастер системы» для ведения НСИ и МД вместо создания специализированного репозитория НСИ и МД. При этом не принимается о внимание, что подобный функционал, как правило, является несвойственным этой ИТ системе. В результате любые доработки таких систем, связанные с НСИ и МД, выливаются в крупные и необоснованные траты. Ситуация усугубляется, когда по мере развития подсистемы ведения НСИ и МД необходимо ввести качественно новый функционал: пакетную обработку данных, форматирование и очистку, назначить стюардов данных.

Неготовность ИТ систем к интеграции НСИ и МД

Для того, чтобы полноценно внедрить ведение НСИ и МД в существующие ИТ системы предприятия, необходимо провести интеграцию этих систем и, чаще всего, эта интеграция необходима не как единовременный и локализованный акт, а как изменение процессов, живущих внутри ИТ систем. Помимо интеграции для работы в операционном режиме (online), необходимо провести интеграцию для проведения первоначальной пакетной загрузки данных (ETL), а также для проведения процедур ручной сверки (реконсиляции).

Не все автоматизированные информационные системы готовы к таким изменениям, не все системы предоставляют такие интерфейсы, а чаще всего, это совершенно новый функционал для таких систем. При внедрении системы возникают архитектурные вопросы, связанные с выбором из различных вариантов внедрения системы НСИ и МД и интеграции её с технологическим ландшафтом предприятия. В подтверждение важности этого момента заметим, что существуют разработанные и проверенные архитектурные шаблоны и подходы, нацеленные на правильное развертывание и интеграцию системы НСИ и МД.

Примеры проблем традиционного ведения НСИ и МД

Таким образом, основные проблемы ведения НСИ проистекают из-за децентрализации и фрагментации НСИ на предприятии и проявляются на практике в конкретных примерах.

Паспортные данные как уникальный идентификатор

Например, в крупном банке в результате создания модели данных клиентов было решено использовать паспортные данные в составе идентифицирующих атрибутов из предположения максимальной селективности. При проведении процедур слияния клиентских данных было выявлено, что паспорт клиента не является уникальным, так как, к примеру, клиенты, имевшие отношения с банком по старым паспортам и потом по новым паспортам, были заведены как различные клиенты. Анализ клиентских записей выявил случаи, когда на один паспорт были зарегистрированы тысячи клиентов. В довершение всего, одним из источников данных была банковская информационная система, в которой паспорта были необязательным требованием и соответствующие поля при заполнении забивались «мусором».

Следует отметить, что обнаруженные проблемы с качеством клиентских данных не были ожидаемыми и обнаружились только на этапе очистки данных, что потребовало дополнительных затрат времени и средств для доработки правил очистки данных и модели клиентских данных.

Адрес как уникальный идентификатор

В другом случае страховая компания проводила слияние анкетных данных клиентов, где в качестве идентифицирующего атрибута использовался, в том числе, адрес. Выяснилось, что больше всего клиентов было зарегистрировано на адреса «тот же», «там же». Данные низкого качества шли из прикладной системы, поддерживающей деятельность страховых агентов, которая позволяла агентам вольно интерпретировать значения полей клиентской анкеты. Более того, в этой системе отсутствовали любые форматные и логические проверки введенных данных.

Необходимость массового переоформления договоров

В третьем случае, при подключении существующей корпоративной информационной системы, поддерживающей взаимоотношения с клиентами, к системе ведения НСИ и МД только на этапе тестирования выяснилось, что подключаемая система не может автоматически принять изменения от системы ведения НСИ и МД. Для этого необходимо провести некоторые регламентные действия, в данном случае, вызвать клиента и переоформить бумажные договорные документы, в которых упоминалась критичная информация, относящаяся к НСИ и МД. Из-за большого объема работы были пересмотрены как технологические, так и организационные аспекты работы с НСИ и МД.

Расхождение согласованных данных

Четвертый пример описывает типичную ситуацию для многих организаций. В результате бурного развития бизнеса предприятия было решено открыть новое направление, поддерживающее работу с клиентами в стиле B2C / B2B через Интернет. Для этого была приобретена новая ИТ система, поддерживающая автоматизацию нового направления бизнеса компании. При развертывании возникла необходимость провести интеграцию с существующими НСИ и мастер-данными предприятия и расширить их специфичными атрибутами, что оказалось не так просто, в первую очередь из-за отсутствия выделенной системы НСИ и МД. В результате НСИ были однократно загружены в новую систему безо всякой обратной связи с существующим ИТ ландшафтом компании, что через некоторое привело к двум независимым версиям клиентских справочников. Поначалу проблема решалась путем ручной обработки клиентских данных в электронных таблицах, однако через некоторое время количество клиентов значительно возросло, справочники «разошлись», и ручная обработка оказалась неэффективной и дорогой. В результате ситуация привела к серьезной эскалации проблемы на уровне бизнес - пользователей, не имеющих общей картины о своих клиентах для проведения маркетинговых акций.

Преимущества корпоративного ведения НСИ и МД

Корпоративное ведение НСИ и МД обеспечивает следующие преимущества:

  • Выполнение требований закона и снижение рисков
  • Снижение затрат
  • Повышение гибкости для поддержки новых бизнес стратегий.

Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, поэтому рассмотрим каждое из преимуществ на практических примерах.

Выполнение требований закона и снижение рисков

Следственные органы потребовали от крупной компании предоставить данные за предыдущие 10 лет. Задача казалась несложной и выполнимой: компания задолго до этого ввела процедуры регулярного архивного и резервного сохранения данных и прикладных программ, носители данных хранились в защищенном помещении, аппаратура для чтения носителей еще не успела устареть. Однако после восстановления исторических данных из архива обнаружилось, что данные не имеют практического смысла – НСИ за это время неоднократно менялась, и теперь невозможно установить, к чему относились те или иные данные. Никто не предусмотрел архивирование НСИ – казалось, что это устойчивая ко времени информация. На компанию были наложены значительные штрафные санкции, в компании были сделаны серьезные организационные выводы в отношении руководителей. Кроме того, было создано подразделение, отвечающее за ведение НСИ, чтобы избежать повторения неприятной ситуации.

Рост прибылей и удержание клиентов

Крупный цветочный магазин одним из первых осознал эффективность маркетинга по электронной почте. Был создан сайт магазина, на котором проводились рекламные кампании, где клиенты могли подписаться на рассылку по поводу дня всех влюбленных, в связи с рождением первенца, по поводу дня рождения близкого человека и т.д. Впоследствии клиенты получали поздравления с предложениями выбора цветов. Однако рекламные кампании проводились с привлечением различных разработчиков, создававших разнородные, не связанные друг с другом приложения. Поэтому клиенты могли получать до десяти писем по одному и тому же поводу, что раздражало клиентов и вызывало их отток. В результате каждая последующая рекламная кампания не только оказывалась убыточной, но и уменьшала число имеющихся клиентов. Цветочному магазину пришлось затратить значительные средства на переработку и интеграцию своих приложений. Высокая сумма затрат была связана с разнородностью информации о клиентах, множественными форматами адресов и телефонов, что вызывало большие проблемы при отождествлении клиентов для устранения кратных записей.

Снижение затрат

Одним из основных требований к продукции компании является необходимость быстрого реагирования на изменения спроса, вывод новых продуктов на рынок в сжатые сроки и связь с потребителями. Мы видим, что вчерашние безоговорочные лидеры превращаются в отстающих, а новички, впервые выведшие на рынок свой продукт, резко увеличивают свою прибыль и капитализацию. В этих условиях различные корпоративные информационные системы, отвечающие за разработку продукта, его поставки и продажи, обслуживание и развитие, должны опираться на единую информационную основу, охватывающую все аспекты деятельности компании. Тогда вывод нового продукта на рынок требует меньших временных и финансовых издержек за счет бесшовного взаимодействия поддерживающих информационных систем.

Повышение гибкости для поддержки новых бизнес стратегий

Устранение фрагментации и децентрализации ведения НСИ и МД позволяет предоставлять информацию как сервис. Это означает, что любая ИТ система, соблюдая установленные протоколы обмена и права доступа, может обращаться к системе корпоративного ведения НСИ и МД и получать необходимые данные. Сервис -ориентированный подход позволят гибко выстраивать информационные сервисы в соответствии с изменяющимися бизнес – процессами, обеспечивая таким образом своевременную реакцию ИТ служб и систем в условиях изменяющихся требований.

Архитектурные принципы системы ведения НСИ и МД

Ресурсы для скачивания

static.content.url=http://www.сайт/developerworks/js/artrating/

Zone=Information Management

ArticleID=577045

ArticleTitle=Ведение НСИ на практических примерах

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Национальный Исследовательский Технологический Университет "МИСиС"

Кафедра автоматизированных систем управления

Курсовая работа по курсу

"Теория систем и системный анализ"

Выполнил : Авдошина Ольга

Группа: МА-10-1/И810-4

Преподаватель : Морозов Е.А.

Москва2014

1.Определение нормативно-справочной информации 3

2.Проблемы и потребности компаний к системе управления НСИ. 3

3.Едина система управления НСИ (ЕС НСИ) 5

4.Создание автоматизированной системы управления НСИ 8

4.1.Анализ НСИ 8

4.2.Выбор архитектуры и оценка стоимости создания автоматизированной системы управления НСИ 10

4.3.Внедрение 15

5.Лица, ответственные за ведение НСИ 16

6.Эффективность внедрения 18

7.Список использованной литературы 20

  1. Определение нормативно-справочной информации

В основе работы каждой автоматизированной системы лежит нормативно-справочная информация (НСИ). НСИ – это условно-постоянная часть всей корпоративной информации, не претерпевающая существенных изменений в процессе повседневной деятельности организации. В состав НСИ входят: словари, справочники и классификаторы, элементы которых (например, коды, наименования материалов, услуг, контрагентов, единицы измерения и т.п.) используются при формировании текущих документов.

Справочные данные используются в автоматизированных системах при формировании оперативных документов, планировании и отчетности. Соответственно, качество этой плановой, оперативной и отчетной информации напрямую зависит от качества НСИ. Ошибки в управлении, связанные с некачественной информацией, обходятся бизнесу иногда много - миллионными потерями.

  1. Проблемы и потребности компаний к системе управления нси.

В компаниях, как правило, используется несколько автоматизированных систем, поддерживающих различные бизнес-процессы, в которых независимо друг от друга ведутся одни и те же справочники. Такая совершенно типичная ситуация вызывает следующие проблемы:

Дополнительные расходы на независимое ведение одних и тех же справочников;

Дополнительные расходы, связанные с обеспечением информационного взаимодействия систем, использующих различные справочники одних и тех же объектов НСИ;

Большая трудоемкость и высокая затратность формирования консолидированной отчетности на основе данных, в которых одни и те же объекты справочных данных (товары, услуги, контрагенты) имеют различные коды и наименования;

Низкое качество нормативно-справочных данных.

Что значит “некачественные” нормативно - справочные данные? Это справочные данные, которые:

Имеют проблемы структуризации МТР по группам;

Дублирующиеся или противоречивые данные справочника материально-технических ресурсов (товары и услуги) в 70 % случаев приводят к значительному увеличению складских запасов предприятия и образованию неликвидов. Например:

Отсутствие нужных параметров в описании товара в справочнике может привести к тому, что будет закуплен товар, не отвечающий требуемым характеристикам. В результате, на складах образуются неликвиды;

Наличие дублей в справочнике не позволит корректно выполнить автоматическое сведение всех заказанных одноименных МТР с целью получения сводной заявки. В результате заказ будет размещен у поставщика разными партиями и компания не получит скидку за размещение заказа большого объема, а следовательно, закупка будет выполнена по более высокой цене;

Использование разных кодов и наименований МТР различными подразделениями не позволяет производить анализ наличия МТР на складах и использования имеющихся запасов, вместо закупки новых МТР, что также приводит к финансовым потерям.

Низкое качество данных НСИ является следствием отсутствия специализации в ведении НСИ. Задачи повышения эффективности бизнеса, необходимость построения современного фундамента для развития ИТ-ландшафта компаний, построение новых корпоративных ERP-систем и развитие существующих требуют повышения эффективности управления нормативно - справочными данными. Внедрение Единой системы управления НСИ решает эту задачу.

Понимая необходимость создания единственного источника достоверной (эталонной) НСИ, правильность которой будет признаваться всеми потребителями НСИ в пределах компании и организаций системы «Транснефть» (ОСТ), руководство компании инициировало проект создания системы АСУ НСИ как один из приоритетных в рамках программы реализации IT-стратегии.

Централизованные справочники - это фундамент, на котором возводится все здание Тиражного комплекса. Поэтому Автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией (АСУ НСИ) была одной из первых систем, внедренных в рамках программы реализации IT-стратегии, - рассказывает руководитель проекта, главный технолог департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Сергей Строгов. - АСУ НСИ разрабатывалась в течение двух лет и была запущена в постоянную эксплуатацию в январе 2015 года. В создании системы принимало участие более 150 специалистов компании и подрядные организации.

Предназначение АСУ НСИ - обеспечение всех автоматизированных информационных систем компании и ОСТ эталонной нормативно-справочной информацией. Справочники АСУ НСИ лежат не только в основе информационных систем Тиражного комплекса, но и систем, эксплуатируемых в настоящее время в ОСТ.

В результате создания этой системы разработаны корпоративные регламенты ведения основных справочников, методики нормализации справочников, выполнено начальное наполнение справочников, созданы современные программные средства ведения и актуализации справочников.

Функции поддержания НСИ в актуальном состоянии возложены на отдел ведения НСИ ООО «Транснефть Финанс». Пользователи АСУ НСИ из ОСТ и компании, столкнувшись с нехваткой информации в справочнике, формируют запрос на добавление новых или изменение существующих записей в АСУ НСИ. Эксперты отдела ведения НСИ проверяют данные в запросах на соответствие методикам нормализации и другим документам, регламентирующим качество нормативно-справочной информации. В результате новая запись создается в справочнике или пользователь получает уточняющие вопросы и рекомендации по использованию текущих записей.

Справочник обязан отвечать нескольким параметрам - данные должны быть актуальными, полными и непротиворечивыми, - говорит начальник отдела ведения НСИ Дмитрий Морозов. - Для того чтобы добиться этого, в рамках АСУ НСИ мы решили задачи по разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов. Выстроили систему поддержки данных в актуальном состоянии, обеспечивающую их полноту, контроль целостности и непротиворечивости данных.

Как уже было сказано, данные НСИ изменяются на основании запросов пользователей.

Достаточно сказать, что ежедневно по всем справочникам поступает до пятисот запросов, а в период формирования в ОСТ планов закупки РЭН количество запросов пользователей НСИ (ответственных за планирование РЭН, закупщиков материально-технического обеспечения, тех, кто работает с документами по оперативному учету) увеличивается вдвое, - прокомментировал Дмитрий Морозов .

Система обеспечивает гибкие подходы к интеграции, и это снижает общие издержки на подключение новых систем. АСУ НСИ использует стандартные способы интеграции с Комплексной автоматизированной системой управления производственными активами (КСУА), Корпоративной информационной системой автоматизации финансово-хозяйственной деятельности (КИС ФХД), Системой электронного документооборота (СЭД), Модулем подготовки и хранения спецификаций (МПХС), КИС «Галактика», КИС «Флагман», Системой управления финансово-хозяйственной деятельностью «ИКАР» и другими системами.

В компании определены правила наименований и атрибутов элементов справочников АСУ НСИ, - рассказывает Сергей Строгов . - Сейчас к системе АСУ НСИ подключено 46 ОСТ и более 15 тысяч пользователей. АСУ НСИ - это основной рабочий инструмент для департамента организации и проведения торгов, департамента планирования РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем и других структурных подразделений.

АСУ НСИ: состав справочников

Сейчас в системе четыре основных справочника: «Материально-технические ресурсы» (МТР), «Контрагенты», «Объекты», «Виды работ/ услуг». Основной объем работы пришелся на два первых справочника АСУ НСИ: «МТР» и «Контрагенты».

Основу справочника «МТР» составляет базовый классификатор, который включает более двух тысяч классов нижнего уровня. В основу была положена классификация, принятая в компании. Она была существенно детализирована в ходе разработки нового классификатора МТР и методик нормализации каждого класса.

Подход к реализации блока методических задач был типовой для такого рода проектов, - отмечает руководитель проекта от подрядной организации Олег Енин. - Однако в ходе реализации технических задач были предложены и разработаны уникальные для российского рынка решения, основанные на максимальной автоматизации разработанных методик. Прежде всего решение по автоматическому формированию наименований записей МТР по шаблонам, предусмотренным методиками нормализации. Пользователи выбирают значения основных характеристик МТР - наименование формируется автоматически.

Данное решение позволяет практически полностью исключить ошибки, вызванные так называемым человеческим фактором, и, как следствие, упростить процессы формирования запроса на новую запись пользователем АСУ НСИ и последующей обработки запроса экспертами отдела ведения НСИ.

В случае, когда необходимо поменять методики нормализации, например, при замене нормативного документа, снятия того или иного МТР с производства, добавления новых атрибутов в запись, формируется запрос отдельного типа. Данный запрос вначале рассматривают эксперты отдела ведения НСИ, затем кураторы от профильных департаментов ПАО «Транснефть».

Совокупность методического обеспечения и технических решений АСУ НСИ позволяет существенно снизить время обработки запросов в отделе ведения НСИ и обеспечить пользователей бизнес-подразделений нормализованной нормативно-справочной информацией в максимально сжатые сроки.

На данный момент объем справочника «МТР» превышает 1,2 млн. позиций, включая около 1 млн. позиций запасных частей, - оценивает проделанную работу Сергей Строгов . - В справочнике содержится не только номенклатура запчастей, но и ведется учет цен на них. Эта информация доступна всем ОСТ и позволяет более эффективно использовать финансовые средства компании.

Например, группа МТР «Автозапчасти, автошины и аккумуляторы» используется организациями системы «Транснефть» в процессе формирования лотов на закупку услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, специальной и дорожно-строительной техники.

Отдел транспортных средств и специальной техники департамента РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем ПАО «Транснефть» ежегодно организует работу по актуализации производителей запасных частей, перечня выпускаемой продукции, наименования и ее стоимости, - приводит пример главный специалист отдела Алексей Крючков . - В период 2016-2017 годов в справочнике АСУ НСИ актуализирована продукция 170 предприятий-производителей. По результатам актуализации номенклатуры и стоимости в справочнике АСУ НСИ организации системы «Транснефть» ежегодно заключают с операторами консигнационных складов дополнительные соглашения на изменение стоимости запчастей.

Справочник МТР интегрирован с 33 информационными системами, которые эксплуатируются в 32 ОСТ.

Справочник «Контрагенты» содержит список всех юридических лиц, с которыми работают сотрудники компании и ОСТ. Исходными данными для справочника послужила информация из Системы Ведения НСИ OOO «Транснефть Финанс». С помощью методики нормализации были определены правила заполнения атрибутов записи контрагента. Справочник сейчас насчитывает более 90 тыс. записей.

АСУ НСИ решает задачу хранения актуальной информации и, самое главное, обеспечивает согласованность собственных справочников с общероссийскими и отраслевыми классификаторами и справочниками, такими как классификатор адресов КЛАДР, справочник банков «БИК ЦБ РФ», классификаторы стран мира, валют, единиц измерения, ОКАТО, ОКВЭД, - добавляет Дмитрий Морозов.

Таким образом, получается, что компания «Транснефть», государство и отраслевые предприятия говорят на одном понятном для всех языке.

Справочник «Контрагенты» интегрирован с 15 информационными системами, которые эксплуатируются в 14 ОСТ - с некоторыми организована интеграция с получением ответа-подтверждения о приемке записей, другие с помощью сервиса извлечения самостоятельно запрашивают информацию о контрагентах из АСУ НСИ по расписанию.

Справочник «Объекты» определен в Перспективной программе и обновляется ежеквартально на основании корректировок Программы. Он включает:

  • объекты Плана капитальных вложений ОСТ по Инвестиционной программе;
  • объекты Плана капитальных вложений по Программе технического перевооружения и реконструкции;
  • объекты Программы капитального ремонта;
  • объекты прочих капитальных вложений;
  • объекты Программы ликвидации.

Основной целью создания справочника являлась реализация функций тиражирования эталонных данных в информационные системы ОСТ. Изначально данные загружались из файлов MS Excel, направленных в отдел ведения НСИ. Сейчас настраивается интеграция с Корпоративной информационной системой управления программами (КИС УП) как поставщиком эталонных данных для дальнейшего тиражирования в информационные системы.

Справочник «Виды работ/ услуг» планируется использовать в Тиражном комплексе, в частности в Автоматизированной системе управления закупочной деятельностью (АСУ Закупки).

Это задел на будущее, - комментирует Сергей Строгов . - В нем отражается группировка работ и услуг. В его основу легли перечни работ и услуг, которые определены регламентами компании «Транснефть». Фактически - это «слепок» наших регламентов.

АСУ НСИ: развитие

АСУ НСИ - это «живая» и непрерывно совершенствующаяся система. С момента ввода в постоянную эксплуатацию выполнено более 400 изменений базового классификатора, специалистами службы технической поддержки реализовано порядка 750 улучшений, подключено 17 новых информационных систем.

Компанией инициирован проект по развитию функциональности АСУ НСИ, добавлению новых справочников. Так, в рамках проекта запланирована реализация автоматического сопоставления позиций справочника «МТР» с элементами реестра основных видов продукции (ОВП), который содержит перечень предприятий-производителей, прошедших инспекции комиссией ПАО «Транснефть», что позволит более эффективно ис- пользовать функциональность автоматического лотирования в АСУ Закупки. Добавляется справочник тарифных участков. Более полно и подробно будет вестись справочник ОСТ, включая структурные подразделения дочерних организаций. Запланирована интеграция с разрабатываемой Системой дистанционного обслуживания поставщиков (СДОП), что позволит подключить к АСУ НСИ внешних подрядчиков, а именно проектные институты.

Планируется развивать справочник МТР в части его централизованного применения. Задача, которую предстоит решить в ближайшее время, — создать единую базу неиспользованных МТР. Данные будут поступать от всех ОСТ в систему АСУ Закупки, которая будет помогать в подборе вариантов их использования.

В силу различных причин в ходе производственно-хозяйственной деятельности в ОСТ МТР остаются неиспользованными, и не все они могут быть использованы в производстве на этом же предприятии, - рассказывает заместитель начальника отдела планирования и реализации планов РЭН ПАО «Транснефть» Алексей Украинцев . - Такие МТР выявляются структурными подразделениями ОСТ, подлежат включению в сводный перечень невостребованных МТР, и перед нами стоит задача вовлечь их в производство. С целью унификации данного процесса в августе 2016 года был обновлен соответствующий отраслевой регламент. Регулярно проводимые компанией контрольные проверки ОСТ также направлены на то, чтобы информация о неиспользованных МТР «поднималась» на уровень компании и была общедоступна всем заинтересованным пользователям. В настоящее время в целях вовлечения собственных неиспользованных МТР специалисты отделов материально-технического снабжения и отделов комплектации ОСТ проделывают большую работу. Однако, учитывая растущий объем информации, поиск вариантов применения МТР внутри компании целесообразней осуществлять с помощью информационной системы.

Безусловно, реализация такой задачи невозможна без эффективного обмена информацией о неиспользованных МТР и применения централизованного справочника и единой кодировки номенклатуры МТР. Поэтому интеграция учетных систем ОСТ с АСУ НСИ является в том числе первоочередным этапом создания механизма объективного и быстрого подбора возможных путей вовлечения невостребованных в ОСТ МТР.

Создание АСУ НСИ является одним из успешных проектов, реализованных в компании и сформировавших долгосрочную информационную поддержку существующих и перспективных информационных систем, - резюмирует заместитель директора департамента информационных технологий ПАО «Транснефть» Дмитрий Лебедев. - АСУ НСИ - это базовый элемент Тиражного комплекса, задачи которого - обеспечить использование единых корректных и актуальных справочных данных. В АСУ НСИ описываются и классифицируются данные, необходимые для выполнения бизнес-процессов, регламентируется деятельность компании.

Кристина Гутовец