Организация работы по подбору и расстановке кадров. Подбор кадров Организация работы по подбору кадров

Подбор кадров для каждого предприятия, независимо от размеров и количества соискателей, является ответственной задачей, которая возлагается на соответствующее структурное подразделение – кадровый отдел. В процессе подбора кадров происходит анализ профессиональных и психологических качеств потенциального работника. Иными словами, определяется, сможет ли данный кандидат занимать предлагаемую должность и быть максимально полезен предприятию.

Основа профессионального подбора кадров – наличие достоверной информации о кандидате, которая предоставляется самим соискателем и выясняется в процессе проведения собеседования. В принципе, подбор кадров – это многоступенчатый процесс, состоящий из целого ряда этапов.

Критерии и методы подбора кадров

Распространенным заблуждением является способ отбора специалистов по принципу наличия у соискателя подходящего для предприятия образования. Данный критерий подбора кадров не всегда позволяет учесть все подводные камни. Так, необходимо учитывать возраст и социальный статус кандидата, его профессиональные навыки, личностные и лидерские качества.

Основное требование к методам подбора кадров – достоверность получаемого результата. По мнению специалистов, наиболее эффективные результаты при выборе сотрудников достигаются при использовании комплексных методик. В частности, кандидату предлагается пройти тестирование в условиях, которые максимально напоминают рабочую обстановку, по возможности производится сбор информации от третьих лиц, а затем устраивается собеседование. По результатам всех трех процедур и принимается окончательное решение по трудоустройству либо отказу от услуг соискателя.

Некоторые этапы подбора кадров

Как правило, принцип подбора кадров включает в себя использование нескольких этапов ознакомления с потенциальным сотрудником. Последовательность самих этапов определяется руководителем и кадровой службой каждого предприятия, в зависимости от специфики его работы. Так, с кандидатом можно вначале поговорить по телефону, а затем изучить его резюме, навести справки и пригласить на собеседование. А можно вначале ознакомиться с резюме, затем познакомиться лично и после этого на основе дополнительной информации принять окончательное решение.

К основным этапам, решающим проблему подбора кадров, относятся:

В зависимости от специфики работы компании, к кандидатам могут предъявляться дополнительные требования. Так, в этапы выбора может быть включено медицинское обследование и анализ вредных привычек соискателей.

Несомненно, масштабы и количество этапов для отбора персонала могут отличаться, в зависимости от величины предприятия и числа требуемых сотрудников. Крупные компании способны провести широкий поиск, начиная с объявления о конкурсе в средствах массовой информации и заканчивая созданием специального подразделения, которое будет анализировать результаты на всех уровнях подбора персонала.

Примером может послужить такая компетенция, как коммуникабельность, которая указывается в большинстве вакансий: это не только умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, но и умение выступать публично, наличие хорошо поставленного голоса, умение убеждать, знание основ невербальной коммуникации.

В большинстве традиционных предприятий основным документом, определяющим обязанности, права и ответственность, является должностная инструкция. В ней отражаются требования к уровню образования, знаниям, умениям и навыкам кандидата на должность .

1.2.4 Поиск персонала

Любое предприятие, имеющее планы своего развития на длительную перспективу, неизбежно сталкивается с необходимостью рационального использования своих человеческих ресурсов, их развития и пополнения.

Поиск персонала – первая из задач, стоящая перед менеджером по персоналу (HR). Существует несколько способов закрыть вакансию. Эти способы различаются по трудоемкости и стоимости. Каждый из них может подходить одной позиции и быть совершенно неприемлемым для другого. Чтобы из всего многообразия путей поиска персонала выбрать наиболее верный, необходимо знать технологию подбора кадров.

Отбор кадров в организациях осуществляют работники отдела кадров (менеджеры по персоналу). В функции менеджеров по персоналу входят:

выбор критериев отбора;

утверждение критериев отбора;

отборочная беседа;

работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным;

беседа по поводу принятия на работу;

тестирование;

окончательное решение при отборе .

Есть два возможных источника набора: внутренний (из внутреннего кадрового резерва организации) и внешний (из людей, до того никак не связанных с организацией).

Существует несколько вариантов внешнего поиска нужного работника.

1. Через знакомых, это надежный и дешевый источник, но не всегда профессиональный. Лучше всего, учитывая рекомендации знакомых, рассматривать кандидатов на общих основаниях.

2. Воспользоваться услугами кадровых агентств, лучше нескольких. Это будет быстро, достаточно профессионально, но дорого. Они помогут сформулировать, кто именно нужен, сориентируют по стоимости специалиста, проведут предварительный отбор и представят на рассмотрение не одну кандидатуру.

Если все кандидатуры в той или иной мере подходят, значит, работа рекрутеров выполнена профессионально. Если соискатели не подходят, лучше отказаться от услуг такого агентства. Но успех сотрудничества не может быть гарантирован ни продолжительностью работы на рынке данного агентства, ни объемом базы данных, ни перечнем солидных клиентов, ни стоимостью услуг. В таком случае стоит поискать другое кадровое агентство .

3. Самый простой и дешевый способ поиска специалиста - интернет (размещение объявления на одном из сайтов по трудоустройству). По электронной почте можно провести первое интервью, попросив кандидата ответить на некоторые вопросы. Кроме того, необходимые кандидатуры можно подобрать, просмотрев размещенные на сайтах резюме. Но в небольших городах этот способ не всегда дает результат.

4. Размещение объявлений в газетах по трудоустройству, лучше в нескольких, чтобы охватить широкую и разнообразную аудиторию соискателей. Это должны быть как местные периодические издания (в том числе те, которые каждую неделю бесплатно доставляют в каждый дом), так и бизнес-издания, гарантированно попадающие на стол большей части руководителей. Задействование профессиональных изданий и деловой прессы дает возможность подобрать нужного специалиста, подумывающего о смене места работы. Объявление об открытой вакансии должно содержать название должности, предъявляемые требования и круг обязанностей. Хорошо, если это будет модуль, содержащий название и логотип предприятия. Одновременно объявления можно давать по радио и телевидению.

5. Охотно идут на сотрудничество учебные заведения, предоставляя информацию о лучших студентах и выпускниках. С тренинговыми компаниями работать сложно, т.к. они не имеют права разглашать информацию о людях, посещающих тренинги, без их согласия. Но если кадровый работник сам будет посещать различные тренинги и знакомиться там потенциальными кандидатами, то и этот способ подбора специалистов может быть использован.

6. Найти нужных специалистов можно также на специализированных выставках, обычно на второй-третий день у экспозиций работают хорошие менеджеры и специалисты. Выдавая себя за клиента, можно посмотреть их в процессе работы.

7. Можно связаться с представителями других предприятий, подбирающих персонал для себя, и предложить обмениваться сведениями о кандидатах .

Поскольку в нашей стране технологии подбора персонала не были до недавнего времени достаточно развиты, то использовался и адаптировался к российской реальности зарубежный опыт. Из зарубежной литературы перешла и терминология.

В современной практике внешнего подбора кандидатов используют в основном следующие технологии: скрининг, рекрутинг и хедхантинг. Низшие вакансии обычно закрываются путем скрининга, специалистов среднего звена подбирают с помощью рекрутинга, а высших руководителей и узких специалистов высокой квалификации - методом хедхантинга.

Скрининг - "поверхностный подбор", он осуществляется по формальным признакам: образование, возраст, пол, примерный опыт работы. В результате, получив массу резюме, отбор осуществляет сам заказчик, а кадровое агентство выполняет роль поставщика относительно подходящих кандидатов .

Рекрутинг - "углубленный подбор", который учитывает личностные особенности и деловые качества претендента, осуществляется рекрутинговым агентством по базе кандидатов и отклику на объявления в СМИ. Результат подбора зависит от опытности рекрутера и содержания базы кандидатов .

Хедхантинг - "качественный поиск", поиск топ-менеджеров, учитывающий особенности бизнеса заказчика, рабочей среды, деловых и личных качеств кандидата, организуемый прямым путем - без объявления вакансии в СМИ. Большинство из кандидатов трудоустроены и имеют высокую зарплату. Для сравнения: если скрининг и рекрутинг - это "опт", то хедхантинг - "розница" .

В России создана Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП), что свидетельствует о переходе процесса подбора персонала на качественно новый уровень.

1.3 Организация отбора претендентов на вакантную должность

Окончательное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Последовательность этих этапов можно проследить в Приложении 1.

Предварительная отборочная беседа. Работа на этой ступени может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы. В таких случаях специалист отдела кадров или руководитель подразделения проводит с ним предварительную беседу. При этом в организациях применяются общие правила беседы, направленные на выяснение, например, уровня образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого заявитель направляется на следующую ступень отбора.

Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность. Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Туже последовательность обычно используют вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и с их помощью необходимо запрашивать информацию, более всего характеризующую производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе.

Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:

1) соответствие уровня образования заявителя минимальным квалификационным требованиям;

2) соответствие практического опыта характеру должности;

3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей;

4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочные работы, командировки);

» Кадровый отбор

Управление персоналом
Словарь-справочник

Подбор кадров

Подбор кадров - определение психологических и профессиональных качеств людей с целью определения их соответствия конкретной работе. При подборе кадров учитываются: желание или нежелание кандидата заниматься данной деятельностью, способность выполнять эффективно данную деятельность и потребность предприятия в данных работниках. При кадровом подборе также учитываются морально-этические, половозрастные и психологические особенности конкретного человека (темперамент, характер, способности, направленность личности). В целом подбор кадров должен сочетать социальную зрелость, моральные качества, профессиональную компетентность и специальную диагностику психологических особенностей человека.

Критерии подбора

Во многих случаях подбор сотрудников производится преимущественно на основе их образования. Но это далеко не всегда позволяет достичь требуемого результата. Уровень, характер и качество образования должны учитываться наряду с другими требованиями, предъявляемыми конкретной должностью, конкретной работой. Важными критериями являются: социальный статус и возраст кандидата, его профессиональный опыт, профессионально важные качества и личностные особенности. Чтобы выбор был верным, прежде всего необходимо учитывать обоснованность принятых критериев. Под обоснованностью критерия понимается то, с какой точностью получаемая с его помощью оценка соответствует действительной характеристике кандидата.

Методы подбора кадров

Наилучший результат достигается, как правило, в том случае, когда методы подбора представляют собой комплексную систему. Один из наиболее эффективных способов - это тестирование кандидатов в условиях, максимально приближенных к рабочим.

Методы должны быть достоверными. С целью повышения достоверности выводов (суждений) используется метод сравнения результатов нескольких альтернативных процедур отбора (например, тестирование, собеседование и получение информации от «третьих» лиц - тех, кто достаточно хорошо знает кандидата). Если результаты одинаковые или сходные, выводы можно считать достоверными. В противном случае нужно более глубоко и тщательно проанализировать полученные данные. В некоторых случаях уместно обследование на полиграфе - «лай-детекция». Она применяется, как правило, для отбора на особо значимые позиции, связанные с безопасностью, финансовой и другой важной коммерческой информацией).

Процесс подбора кадров обычно состоит из нескольких ступеней (этапов). Причем сами этапы могут выстраиваться в разной последовательности: например, сначала работодатель может познакомиться с кандидатом по телефону и только потом получит возможность посмотреть его документы или, наоборот, сначала прочитать резюме, а затем пообщаться с ним при личной встрече. Какие-то этапы могут быть опущены.

Основные этапы кадрового подбора:

  1. Определение потребности в персонале, открытие соответствующих вакансий.
  2. Анализ представленных соискателями документов.
  3. Предварительная беседа (по телефону или при встрече) с целью ознакомления с кандидатом. На этом этапе можно подробнее узнать про его образование, опыт работы, составить представление о коммуникативных навыках.
  4. Ознакомление с резюме кандидата и/или заполнение анкеты. Обычно в анкету включаются вопросы личного характера (дата и место рождения, адрес проживания, образование и т. д.), относящиеся к прежним местам работы, образованию, хобби. Часто присутствуют вопросы, направленные на определение уровня самооценки, отношения к различным явлениям социальной жизни и др.
  5. Собеседование . Интервьюирование кандидата, в той или иной мере структурированное и формализованное, может проводиться в устной или письменной форме.
  6. Тестирование (психологическое, психофизиологическое, профессиональное, интеллектуальное), испытания. В каждом конкретном случае разрабатывается специальная программа тестирования (так называемая «батарея тестов»), соответствующая конкретной вакансии. Тестирование может быть индивидуальным или в составе группы, проводиться в один день или в течение нескольких.
  7. Проверка рекомендаций. Зачастую от предыдущего руководителя или коллег кандидата можно не только выяснить какую-либо информацию о претенденте, но и получить полезные сведения о том, в чем этот человек силен или какие с ним могут быть проблемы. Однако предыдущий руководитель или кто-либо из бывших коллег кандидата могут быть необъективными в его оценке, особенно в случае, если «не сошелся с ним во взглядах».
  8. Анализ результатов.
  9. Принятие решения о пригодности кандидата для приема на работу и представление его руководителю.
  10. Подготовка проекта трудового договора. В случае положительного решения о приеме на работу сотруднику сообщается список необходимых документов, с ним согласовывается дата обсуждения проекта трудового договора. К этому сроку на основе типового трудового договора составляется проект с учетом всех особенностей конкретной должности, который получает одобрение руководителя подразделения.
  11. Заключение трудового договора и оформление необходимых документов.

Основной целью подбора и расстановки кадров является своевременное и качественное замещение вакантных должностей в подразделениях вневедомственной охраны (ВО).

Организация данной работы включает три основных элемента:

· планирование потребности в кадрах;

· отбор граждан на службу (работу);

· формирование резерва руководящих кадров.

На службу (работу) в подразделения вневедомственной охраны принимаются в добровольном порядке граждане РФ независимо от национальности, пола, социального происхождения, отношения к религии и принадлежности к общественным объединениям.

Лица, принимаемые на службу в должностях рядового и начальствующего состава, должны удовлетворять следующимтребованиям :

· возраст - не моложе 18 и не старше 35 лет;

· способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию (не ниже среднего) и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности;

· не имели или не имеют судимость;

· не признаны (вступившим в силу решением суда) недееспособными или ограниченно дееспособными.

Сотрудниками и работниками подразделений ВО могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению должностных обязанностей. Гражданинне может быть принят на работу в случаях:

· признания его недееспособным ли ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

· лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу;

· наличия у него неснятой или непогашенной судимости;

· отсутствия регистрации по месту жительства.

На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Основными направлениями деятельности по отбору кандидатов являются:

Информирование населения о порядке приема на службу (работу) в органы внутренних дел и условиях службы (работы);

Профессионально-ориентационные мероприятия с населением по вопросам службы (работы) в органах внутренних дел;

Непосредственный поиск кандидатов;

Первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом.

Отбор граждан осуществляется в четыре этапа : выявление кандидатов; изучение кандидатов; проведение проверки кандидатов; оценка результатов и принятие решения о приеме кандидатов на службу (работу).

Выявление кандидатов . Основными направлениями деятельности по выявлению кандидатов является:

1) информирование населения о порядке приема и условиях службы (работы). Оно проводится, как правило, на основе специальных целевых программ, носящих комплексный характер, с использованием радио, телевидения, периодических изданий. Их разработка и проведение осуществляются сотрудниками кадрового аппарата с участием заинтересованных структурных подразделений ВО;

2) проведение профессионально-ориентационных мероприятий с определенными группами населения по вопросам службы (работы) в подразделениях ВО. Они проводятся со студентами, военнослужащими, членами молодежных организаций и спортивных обществ, работниками предприятий (учреждений, организаций);

3) непосредственный поиск кандидатов. Он предусматривает:

· целенаправленную работу по отбору кандидатов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, воинских частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах занятости;

· публикацию объявлений о вакансиях должностей в конкретном подразделении ВО, направление запросов в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, в молодежные и спортивные организации (общества), командованию воинских частей относительно кандидатов для замещения вакантных должностей в подразделениях ВО;

4) первоначальные разъяснительно-ознакомительные собеседования (консультации) с кандидатом.

Изучение кандидатов . Осуществляется в два этапа: предварительное изучение; изучение в процессе медицинского освидетельствования, психодиагностического обследования, сдачи нормативов по физической подготовке.

Предварительное изучение кандидата на службу (работу) осуществляется руководителем структурного подразделения, в котором предполагается использовать кандидата. В процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества.

По результатам предварительного изучения руководитель структурного подразделения составляет справку о результатах изучения кандидата и направляет ее начальнику, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию (ВВК) для определения годности к службе в ОВД.

Руководитель кадрового аппарата, получив указание начальника, пользующегося правом назначения на должность, о продолжении изучения кандидата (возможности приема на службу), направляет его на медицинское освидетельствование ВВК, психодиагностическое обследование в центрах психологической диагностики (ЦПД), организует сдачу нормативов по физической подготовке, проводит проверку по оперативным учетам. Отметим, что заключение ЦПД о целесообразности использования кандидата в предполагаемой должности носит рекомендательный характер. При выявлении у кандидатов в прошлом суицидального поведения (попыток к самоубийству), склонности к конфликтным формам разрешения спорных ситуаций, наличии выраженных проявлений негативных черт характера, а также наличие близких родственников, страдающих нервно-психическими заболеваниями, алкоголизмом или наркоманией, указанные сведения отражаются в заключениях ВВК и ЦПД. Данная категория относится к группе повышенного риска и вопрос об их приеме на службу рассматривается после обязательного прохождения ими испытательного срока и повторного психодиагностического обследования.

Проверка кандидатов по оперативным учетам и месту жительства . Имеет своей целью выяснение эпизодов биографии кандидата, качеств его личности, окружения и связей, наличие которых ограничивает степень его пригодности к службе или препятствует приему на службу. Проверка проводится путем использования оперативных возможностей ОВД, органов контрразведки РФ. Для лиц, принимаемых на службу (работу) в подразделения ВО установлены четыре вида проверок: полная, неполная, местная и дополнительная.

Полной проверке подлежат лица:

· принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе на учебу в профессиональные образовательные учреждения МВД России;

· принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска.

Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в ОВД в качестве рабочих и служащих на должности, не связанные с доступом к секретным работам и документам.

Местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников, деятельность которых не связана с доступом к секретным документам и работой в аппаратах управлений (отделов) охраны при ОВД субъектов Федерации.

Перечень мероприятий, выполняемых по указанным видам проверок, приведен в таблице 1.

Проверка по оперативным учетам органов контрразведки РФ проводится в отношении лиц, которые в случае приема (перемещения) на службу (работу) будут допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, участию в оперативно-розыскных мероприятиях или к материалам, полученным в результате их осуществления, содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, к выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность или к работам, связанным с охраной важных государственных объектов, ценных грузов, эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.

На лиц, уволенных в запас из Вооруженных Сил (если с момента увольнения прошло не более одного года), мотивированные запросы направляются в управления и отделы военной контрразведки, оперативно обслуживающие войсковые части, где они проходили (проходят) службу.

Таблица 1

Проверка по месту жительства проводится в отношении самого кандидата местным ОВД. В материалах проверки отражаются сведения о его образе жизни, поведении в быту, связях, взаимоотношениях в семье и с окружающими, чертах характера, склонностях, интересах, отзывы о кандидате его родственников, соседей, других лиц и т.п. В обязательном порядке в проверке по месту жительства фиксируются сведения о привлечении кандидата к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель. Если проверяемый проживает в данной местности менее года, то указанная проверка проводится и по прежнему месту жительства.

Все полученные в результате проверки данные должны быть тщательно рассмотрены, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и справкой о предварительном изучении кандидата. При наличии расхождений данные уточняются.

Дополнительная проверка кандидата проводится при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам, связанным с биографией кандидата (сотрудника), а также в случае приема на службу лиц, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, в иных правоохранительных органах. Результаты дополнительной проверки отражаются в заключении и приобщаются к основным материалам проверки.

По окончании изучения и проверки кандидата сотрудники кадрового аппарата оформляют заключение о его приеме на службу, в котором мотивированно обосновывается возможность приема (или отказа в приеме). Вывод о возможности приема кандидата на службу содержит предложение о назначении на должность или стажером по должности.

Принятие решения о приеме кандидата на службу . Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава подразделений ВО осуществляется:

· путем заключения индивидуальных контрактов;

· по конкурсу;

· посредством назначения на должность.

Решение о приеме кандидата на службу (работу) в подразделение ВО принимается начальником, имеющим право назначения на должность. Оно оформляется приказом о приеме на службу (работу) с указанием должности, на которую назначается кандидат. При назначении кандидата стажером по должности в приказе указывается продолжительность испытательного срока, определяется наставник.

Приказ о приеме на службу, назначении на должность подписывается:

· для лиц среднего и старшего начальствующего состава - начальником управления (отдела) ВО при ОВД субъекта Федерации;

· для работников и лиц рядового, младшего начальствующего состава - начальником соответствующего подразделения ВО.

Данный приказ объявляется гражданину под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение.

Если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажером по должности по причинам, не препятствующим приему на службу, то его включают в резерв. При этом начальник ОВД может оформить его внештатным сотрудником полиции в порядке, установленном Временной инструкцией по организации работы внештатных сотрудников полиции. Материалы изучения данного кандидата хранятся в кадровом аппарате вместе с материалами проверки и считаются действительными в течение шести месяцев.

Результаты работы по отбору кадров на службу в ОВД отражаются в годовых отчетах. Итоги этой работы и пути ее совершенствования обсуждаются ежегодно на оперативных совещаниях.

Резерв руководящих кадров - это формированная в установленном порядке группа перспективных сотрудников для их целенаправленной подготовки и последующего выдвижения на должности руководителей.

Основными задачами формирования резерва и работы с ним являются:

1) упорядочение механизма планирования продвижения сотрудников по службе (служебной карьеры);

2) повышение эффективности подготовки руководящих кадров;

3) своевременное замещение вакантных должностей наиболее квалифицированными сотрудниками;

4) укрепление и стабилизация руководящих кадров, обеспечение их преемственности;

5) усиление демократических начал решения кадровых вопросов в ОВД.

При отборе кандидатов для зачисления в резерв учитываются:

· результаты оперативно-служебной деятельности, личные и деловые качества сотрудника;

· возраст сотрудника (с учетом предельного специального звания по предполагаемой должности);

· соответствие имеющегося у сотрудника образования специальностям, предусмотренным по предполагаемой к замещению должности;

· наличие опыта работы по предполагаемому виду деятельности;

· знание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений ВО;

· состояние его здоровья.

Количество сотрудников, рассматриваемых для зачисления и зачисляемых (с согласия сотрудника) в кадровый резерв на соответствующую должность, не ограничивается. Сотрудник может состоять в кадровых резервах для замещения нескольких должностей.

Ответственность за формирование резерва наряду с сотрудниками кадрового аппарата несут непосредственно руководители, которые имеют право назначения сотрудников на соответствующие должности.

Руководители должны владеть определенными навыками и приемами, которые позволяют им достаточно правильно судить о кандидатах на ту или иную должность. Каждый опытный руководитель в процессе работы выработал свои «секреты», приемы, которые, однако, нередко учитывают только интересы структурного подразделения, отдела и не всегда сочетаются с интересами вневедомственной охраны в целом. Некоторые руководители неохотно отдают «на сторону» выросших, созревших сотрудников для более ответственной работы и держат их на прежних должностях, а на вакантные места в руководящие звенья попадают менее способные сотрудники. Встречаются и такие руководители, которые охотнее будут выдвигать сотрудников из своего отдела вместо того, чтобы пригласить на вакантное место более способного человека из другого подразделения.

О зачислении сотрудников в резерв на выдвижение издается приказ. Срок пребывания сотрудника в резерве не должен превышать трех лет.

Всесторонняя работа с кадровым резервом на выдвижение, контроль за этой работой должны быть в центре внимания руководителя подразделения ВО, в которое планируется перемещение сотрудников, зачисленных в резерв. Данные руководители совместно с кадровым аппаратом составляют индивидуальные программы подготовки сотрудников.

Индивидуальная программа составляется на весь срок пребывания сотрудника в резерве с учетом его теоретической и практической подготовленности (табл. 2).

Основными формами контроля работы с резервом кадров являются:

· заслушивание на оперативном совещании руководителей и сотрудников кадровых аппаратов о ходе формирования резерва и работы с ним, в том числе о выполнении сотрудниками, зачисленными в резерв, их индивидуальных программ подготовки;

· ежегодный письменный отчет сотрудника, представляемый соответствующему начальнику, а при необходимости - заслушивание на оперативном совещании о выполнении индивидуальной программы подготовки.