Пла вирджиния. АПЛ типа "Virginia" (США)

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения.

Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Помимо стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», которые выпускались с 1976 года по 1996 год. С самого начала планировалась замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

«Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении самых различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года закончено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания во время которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. Во время испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что значительно снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 "Калифорния" ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был заключён контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на постройку десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

Состав серии

Название
Верфь
Заказан
Начало
работ
Заложен
Спущен
В строю
Порт
приписки
1.
SSN-774 «Вирджиния»

GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2.
SSN-775 «Техас»

NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3.
SSN-776 «Гавайи»

GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4.
SSN-777 «Норт Кэролайн»

NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
5.
SSN-778 «Нью-Гемпшир»

GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6.
SSN-779 «Нью-Мексико»
NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7.
SSN-780 «Миссури»
GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8.
SSN-781 «Калифорния»

NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9.
SSN-782 «Миссиссиппи»

GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10.
SSN-783 «Миннесота»

NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
11.
SSN-784 «Норт Дакота»

GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12.
SSN-785 «Джон Уорнер»
NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015
13.
SSN-786 «Иллинойс»
GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015
14.
SSN-787 «Вашингтон»
NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014
15.
SSN-788 «Колорадо»
GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015
16.
SSN-789 «Индиана»
NNSB 22.12.2008 22.12.2008 16.05.2015
17.
SSN-790 «Южная Дакота»
GDEB 22.12.2008
18.
SSN-791 «Делавэр»
NNSB 22.12.2008
19.
SSN-792 «Вермонт»
GDEB
20.
SSN-793 «Орегон»
GDEB
21.
SSN-794 «Монтана»
NNSB
22.
SSN-795 «Хайман Джордж Риковер»
GDEB
23.
SSN-796 «Нью-Джерси»
GDEB
24.
SSN-797 «Айова»
GDEB

Конструкция

Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» применяются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне), глубиною примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин применяется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой располагается шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III», примерно на 20% переработана для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

ТТХ

Основные характеристики

Тип корабля: МПЛАТРК
-Кодификация НАТО: Virginia
-Скорость (подводная): полного подводного хода - 34 узла.
-Предельная глубина погружения: до 1600 футов (488 метров)
-Экипаж: 100-120 человек в зависимости от решаемых задач

Размеры

Водоизмещение надводное: 7800 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 114,9 м
-Ширина корпуса наиб.: 10,5 м

Силовая установка

Атомная типа GE S9G,
-две турбины,
-гребной винт в кольцевом обтекателе (фенестроне)

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 4 торпедных аппарата, 26 торпед
-Ракетное вооружение: 12 вертикальных ПУ КР «Томагавк» (лодки серии Block I и Block II); 2 ПУ револьверного типа по 6 КР «Томагавк» (лодки серии Block III)

Что будет, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну? Многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» против американских субмарин типа Virginia, являющимися основой подводных сил США.

Атомные подводные лодки ведущих держав постоянно занимаются поисками друг друга или иных целей, и в любой момент готовы использовать имеющееся на борту вооружение. К счастью всей планеты, подлодкам сверхдержав даже в период Холодной войны ни разу не пришлось атаковать чужие субмарины, что позволило избежать крупнейшего конфликта и сохранить хрупкий мир. Тем не менее, тема сравнения характеристик и возможностей подводных сил разных стран по-прежнему привлекает внимание как общественности, так и специалистов или прессы.

14 июня известное американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью за авторством военного эксперта Кайла Мизоками. Публикация традиционно получила громкий и броский заголовок, раскрывающий ее суть: «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» – «Российские и американские подводные силы: что, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну?» Нетрудно догадаться, что темой статьи стало сравнение лучших многоцелевых атомных подводных лодок России и Соединенных Штатов.

Статья К. Мизоками получила небольшое предисловие, фактически представляющее собой набор цитат из середины материала. Перед «телом» статьи были вынесены некоторые тезисы о разнице вооружений и боевых преимуществах одной из рассматриваемых подлодок, о более высоких ходовых качествах и скрытности другой. Кроме того, в предисловие вынесли рассуждения автора о модернизационном потенциале техники. Тем не менее, рассмотрим статью The National Interest по порядку.

К. Мизоками начинает свой материал смелым, хотя и очевидным тезисом: из Холодной войны подводные силы военного флота Соединенных Штатов вышли бесспорными «хозяевами подводного царства». Элита подводных сил мира, оснащенная исключительно субмаринами с ядерными энергетическими установками, наблюдала за тем, как мощный и сопоставимый советский подводный флот постепенно разрушался. Независимая Российская Федерация не могла сохранять и обслуживать имевшуюся группировку подлодок.

В течение двух десятилетий подводные лодки США господствовали в Мировом океане, но теперь из глубины поднялся новый соперник. Новый вызов американскому превосходству выглядел весьма знакомым, хотя и изменившимся за два десятилетия развития. Впрочем, несмотря на это, он имел длинную и смертоносную «родословную». Как же, спрашивает автор, эти выскочки – многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» – смогут сравниться с американскими субмаринами типа Virginia, являющимися основой подводных сил США?

Автор напоминает, что разработка проекта 885 началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века и велась конструкторским бюро «Малахит» (ныне СПМБМ «Малахит») – одним из трех основных создателей советских подводных лодок. Строительство головной лодки проекта, получившей имя «Северодвинск», стартовало в 1993 году на предприятии «Севмаш». В связи с нехваткой финансов строительство самым серьезным образом затянулось, и лодку спустили на воду только в 2010 году. В 2013-м она была включена в состав ВМФ России.

Лодки «Ясень» имеют общую длину 390 футов (около 118 м) и полное водоизмещение 13800 т. В экипаж входит всего 90 человек, что заметно меньше экипажей американских субмарин аналогичного назначения. К. Мизоками предполагает, что подобное сокращение экипажа может быть связано с широким применением автоматизированных систем управления. Внешне подлодки «Ясень» напоминают более ранние корабли проекта 971 «Щука-Б» (Akula-class), однако отличаются иными пропорциями корпуса. Так, позади рубки на новых лодках располагается ракетный отсек с вертикальными пусковыми установками.

Как сообщает авторитетный справочник Combat Fleets of the World, подлодка «Северодвинск» оснащена ядерным реактором ОК-650КПМ мощностью 200 МВт. Такая энергетическая установка хорошо подходит для подобной лодки. В частности, она позволяет субмарине развивать скорость до 16 узлов на поверхности и до 31 узла под водой. При этом автор отмечает, что в некоторых источниках указываются более высокие характеристики. Согласно им, максимальная скорость «Ясеня» под водой достигает 35 узлов, а на 20 узлах подлодка может ходить с минимальным шумом.

По данным К. Мизоками, основой средств обнаружения «Северодвинска» является гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора». Главный его элемент – крупная носовая сферическая антенна. Основной комплекс дополняется несколькими гидроакустическими приборами, распределенными по всему корпусу, а также буксируемой кормовой антенной. Для навигации и поиска различных объектов в надводном положении проектом 885 предлагается использовать радиолокационную станцию МРК-50 «Альбатрос». Также на борту имеются средства радиоэлектронной борьбы.

Подводные лодки типа «Ясень» оснащаются восемью торпедными аппаратами: четыре имеют калибр 533 мм, другие четыре – 650 мм. Торпедные аппараты могут использоваться для запуска оружия разных классов. Прежде всего, это самонаводящиеся торпеды. Кроме того, они совместимы с ракетами 3М54 Klub («Калибр»). Возможно использование ракет, предназначенных для поражения наземных целей, кораблей или подлодок противника.

Для получения еще более высокой огневой мощи подлодка «Северодвинск» оснащена вертикальными пусковыми установками для ракет. 24 таких устройства располагаются в центральном отсеке корпуса позади рубки. Каждая из установок предназначается для перевозки и запуска противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Последняя комплектуется прямоточным реактивным двигателем, обеспечивающим сверхзвуковую скорость полета.

Далее автор The National Interest переходит к рассмотрению американского «конкурента» российских подлодок проекта 885 – многоцелевых атомных субмарин типа Virginia. Он напоминает, что проект «Вирджиния» разрабатывался в качестве более выгодной альтернативы многоцелевым АПЛ типа Seawolf. Субмарины «Сивулф» отличались хорошими характеристиками и высоким потенциалом, но оказались слишком дорогими. Из-за этого было построено лишь три лодки, после чего было принято решение о массовом строительстве кораблей проекта Virginia, которые теперь имеют все шансы стать основой подводных сил Соединенных Штатов.

Подлодки «Вирджиния» имеют длину 377 футов (115 м) и лишь на несколько метров короче «Ясеней». При этом, однако, их водоизмещение едва ли не вдвое меньше. Американские субмарины отличаются более крупным экипажем – 113 человек. Главным элементом энергетической установки является атомный реактор типа General Electric SG9 мощностью 20 МВт. Основной задачей реактора является выработка энергии для ходового электромотора, связанного с водометным движителем.

По имеющимся данным, доступным американскому эксперту, подлодки Virginia в надводном положении способны развивать скорость до 25 узлов. Под водой максимальная скорость достигает 35 узлов. Также К. Мизоками отмечает, что в подводном положении на скорости 25 узлов АПЛ «Вирджиния» производит столько же шума, сколько и более старая лодка типа Los Angeles у причала.

Как и в случае с российским «конкурентом» в лице «Ясеня», основным средством наблюдения американской подлодки является мощный гидроакустический комплекс BBQ-10 с крупной сферической антенной, расположенной в носовой части корпуса. Тем не менее, по мере развития проекта были внедрены новые устройства. Начиная с серии Block III, «Вирджинии» комплектуются новым гидроакустическим комплексом, использующим подковообразную антенну с увеличенными секторами слежения.

Основной ГАК дополняется дополнительными устройствами типа Light Weight Wide Aperture Arrays (LWWAA), размещенными на бортах корпуса. Система LWWAA, как утверждается, отличается повышенным потенциалом в деле поиска дизель-электрических подлодок. Слежение за задней полусферой осуществляется при помощи буксируемой антенны TB-29(A). Последний элемент гидроакустических систем – высокочастотная станция, необходимая для поиска морских мин в непосредственной близости от корабля.

Для использования торпедного или ракетного вооружения на лодках Virginia предусматриваются только четыре торпедных аппарата калибром 533 мм. Основным боеприпасом для этих систем являются тяжелые самонаводящиеся торпеды Mk.48 Advanced Capability (ADCAP). Это оружие может применяться как для атаки надводных кораблей, так и для уничтожения подводных лодок. Корабли противника предлагается уничтожать и при помощи управляемых ракет UGM-84 Sub-Harpoon, так же запускаемых через торпедные аппараты.

Ранние версии проекта Virginia предусматривали установку 12 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет различного назначения семейства BGM-109 Tomahawk. В модернизированном варианте проекта Block III подобные средства хранения и запуска ракет заменили барабанными пусковыми установками с аналогичным боекомплектом. Проект Block IV сохраняет такое же вооружение, а в ходе следующей модернизации планируется значительно увеличить запас крылатых ракет. Каждая АПЛ Virginia Block V сможет нести по 40 «Томагавков».

К. Мизоками отмечает, что на момент передачи флоту подлодки «Северодвинск» в серийном строительстве находились американские субмарины типа Virginia Block III. Именно с ними он предлагает сравнивать новейшую российскую лодку. И тут же автор задает вопрос: кто победит в головокружительном противостоянии «Ясеня» и «Вирджинии»? Оба рассматриваемых корабля на данный момент являются вершиной развития подводных флотов своих стран, и потому могут сравниваться без каких-либо дополнительных оговорок.

В первую очередь, автор издания The National Interest рассматривает ходовые качества подлодок. Он отмечает, что «Северодвинск» немного медленнее, но зато может погружаться глубже «Вирджинии». Так, в свою очередь, развивает более высокие скорости, но может погрузиться только на 488 м. К. Мизоками предполагает, что использование нового гидроакустического комплекса Big Aperture Bow даст американской лодке определенные преимущества в деле обнаружения конкурента.

Что касается систем вооружения, то, по мнению американского специалиста, обе подлодки примерно равноценны, хотя и имеют в этом отношении заметные различия. К примеру, на вооружении «Северодвинска» имеется противолодочная ракета комплекса «Калибр». С ее помощью подлодка может быстро доставить к субмарине противника легкую самонаводящуюся торпеду. С точки зрения способов боевой работы, такое оружие, как указывает К. Мизоками, напоминает американский противолодочный комплекс UUM-44 SUBROC, снятый с вооружения в конце восьмидесятых.

Автор заявляет, что подлодки типа Virginia отличаются от «Ясеней» меньшей шумностью и наличием более совершенного гидроакустического комплекса. В условиях подводной войны такое сочетание характеристик является решающим. Благодаря преимуществам в этой сфере американская лодка способна скрытно передвигаться и находить российского противника раньше, чем тот сможет обнаружить ее. В то же время, К. Мизоками отмечает, что за «Северодвинском» остается преимущество в виде большей скорости реакции. При внезапном обнаружении цели он сможет быстрее атаковать ее с использованием сверхзвуковых противолодочных ракет.

Также утверждается, что гидроакустические системы подлодок «Вирджиния» могут совершенствоваться при помощи регулярных обновлений программного обеспечения. Американский автор полагает, что российский проект 885 и комплекс «Иртыш-Амфора» не имеют такой возможности. Кроме того, он считает, что снижение шумности «Ясеня» является весьма трудной задачей для российского военного кораблестроения. В итоге, К. Мизоками отдает победу в этом «раунде» американской субмарине.

Автор статьи «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» справедливо замечает, что в реальности соперничество двух подлодок ведущих стран, скорее всего, будет вестись с использованием беспилотных аппаратов разных классов и типов, а также других систем различного назначения и самых разных новых технологий. Кроме того, он напоминает, что даже после окончания Холодной войны военно-морские силы США продолжали развитие подводного флота. Особое внимание этому роду войск, как и всем остальным, стали уделять после трагических событий сентября 2001 года.

Соединенные Штаты вновь начинают рассматривать возможность начала полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с использованием подводных сил военного флота. В таком случае, вероятнее всего, американским субмаринам вновь придется столкнуться с вероятным противником в лице подводных лодок военно-морского флота России.

Эмпирическое сравнение различных образцов оружия или техники, проводимое исключительно при помощи оглашенных данных, является весьма специфическим делом, которое к тому же нередко заканчивается сомнительными выводами. Итоги подобной затеи могут быть еще хуже, если сравнивающий использует ошибочную информацию. Нельзя не отметить, что в статье «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» издания The National Interest присутствуют довольно грубые ошибки, способные самым серьезным образом повлиять на итоговые выводы.

Так, Кайл Мизоками пишет, что АПЛ «Северодвинск» оснащена восемью торпедными аппаратами калибра 533 и 650 мм. При этом давно известно, что на лодках «Ясень» устанавливается по 10 аппаратов калибром 533 мм. Эти устройства находятся на бортах корпуса и пригодны для использования торпед УСЭТ-80 либо ракет «Калибр». Не вполне правильно описаны и ракетные пусковые установки. Дело в том, что «Ясени» несут не 24, а всего лишь 8 вертикальных пусковых установок. Тем не менее, каждая из них принимает несколько ракет. Из-за этого, в частности, боекомплект может состоять из 24 ракет типа «Оникс».

Прочие оценки и предположения, опубликованные в The National Interest, тоже могут быть поводом для критики, обвинений в необъективности или ангажированности и т.д. Тем не менее, не стоит забывать, что подобный формат статьи, подразумевающий исключительно умозрительные сравнения и неоднозначные выводы на основе тех или иных отрывочных сведений, по определению не позволяет получить желаемую объективность, и итоговый «вердикт» в любом случае не способен претендовать на истину в последней инстанции.

Тем не менее, очередная попытка сравнения российских и американских подлодок представляет определенный интерес и стоит внимания. При этом, несмотря на все проблемы, можно признать, что в одном американский автор был прав: проекты многоцелевых атомных субмарин 885 «Ясень» и Virginia Block III на данный момент действительно являются вершиной развития подводного флота двух ведущих стран мира.

Статья «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?»

По информации зарубежных СМИ, новейшая российская атомная субмарина К-560 «Северодвинск» заслужила особую «честь». Глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон разместил макет отечественной АПЛ у себя в офисе, объяснив это тем, что должен постоянно видеть ее и помнить, каким грозным противником выступает российская лодка, созданная по проекту 885 «Ясень». Субмарины этого проекта эксперты относят к четвертому поколению, как и американские подводные лодки типа «Вирджиния». Обе линейки АПЛ относятся к категории многоцелевых.«Если говорить, что «Вирджиния» - многоцелевая, то наши «Ясени» - супер многоцелевые. Российская лодка несет самое разнообразное вооружение, способное поражать наземные, надводные и подводные цели, ставить мины. По номенклатуре вооружений таких лодок в мире больше нет», - рассказал военный эксперт Александр Мозговой в интервью телеканалу «Звезда».Рождение многоцелевых АПЛ 4-го поколения Создание атомной подводной лодки четвертого поколения началось еще в Советском Союзе в 80-х годах. По замыслу разработчиков, новая АПЛ должна была атаковать авианосцы и ракетоносцы противника, уничтожать береговые цели, бороться с подводными лодками. Тогда хотели создать атомную лодку «универсал», чтобы избавиться от других типов субмарин и сократить расходы на их эксплуатацию. Строительство лодки проекта «Ясень» затянулось. Закладку провели на «Севмаше» в декабре 1993 года, а спуск на воду состоялся через 17 лет в июне 2010. Спустя еще три года субмарину получили военные. Всему виной стали политические катаклизмы в стране и развал СССР. Американцы создавали «Вирджинию» в конце 90-х и уже в 2004 первая субмарина проекта сошла со стапелей верфях Electric Boat в Гротоне.По оценке экспертов, стоимость лодок говорит в пользу российской субмарины.«Если брать ситуацию нашего долгостроя, когда цена «Северодвинска» составляет $1,5 миллиарда за 17 лет, против $3,1 миллиарда за пять лет за головную «Вирджинию», то это более чем приемлемо. Тем более, что российские производители сообщают - при улучшенных характеристиках, следующие «Ясени» обойдутся дешевле на треть, и вся кооперация предприятий по их постройке будет исключительно российской», - рассказывает военный эксперт Михаил Тимошенко телеканалу «Звезда».Общие характеристики АПЛ Проект «Ясень» - сочетание лучшего, из того что наработало отечественное подводное судостроение за последние несколько десятилетий. Известно, что лодка 885 проекта имеет не двойной (традиционный), а так называемый полуторный корпус, когда внешней дополнительной оболочкой прикрыта только носовая часть корабля для снижения его шумности. Корпус субмарины сделан из маломагнитной сверхпрочной стали, позволяющей погружаться на глубину в 600 метров. Дополнительное, специальное покрытие корпуса субмарины снижает ее заметность в радиочастотном и инфракрасном диапазоне. Максимальная скорость «Ясеня» 31 узел (чуть более 60 км в час).«Если сравнивать нашу и американскую лодку «Вирджиния», то у нас рабочая глубина больше. У них (американцев) 500 метров максимум, а наши 600 - это дополнительная скрытность и возможность уйти от многих видов современного противолодочного оружия», - отметил военный эксперт Александр Мозговой.Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что дало возможность разместить в носовой оконечности субмарины антенну нового гидроакустического комплекса АПЛ «Иртыш-Амфора-Ясень».«Большее время станция работает в пассивном режиме и принимает сигналы, по сути - это «уши» лодки. По бортам субмарины стоят конформные антенны, сам корпус состоит из блоков гидроакустических станций, которые слушают море по бортам», - пояснил военный эксперт Александр Мозговой.«Корабли проектов 885 («Ясень») и 885М («Ясень-М») обладают абсолютно новым для отечественного подводного кораблестроения смешанным архитектурно-конструктивным типом. В результате значительно увеличен поисковый потенциал мощного гидроакустического комплекса, обеспечивая превосходство корабля в дуэльной ситуации: он раньше «услышит» корабли противника» - цитирует агентство РИА Новости официального представителя Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» - разработчика проекта подлодки. По данным из открытых источников, «Ясень» имеет «чуткие уши», позволяющие ему распознавать корабли и подлодки противника на дальности около 250 км.По уровню шума лодки «Ясень» и «Вирджиния» примерно равны, уверен эксперт, хотя отечественные разработчики и применили особую систему демпферов, что снизило уровень шумности новой отечественной лодки десятикратно.Вооружение Ракеты - основное вооружение российской АПЛ. «Ясень» - подводный корабль, в котором размещены крылатые ракеты с вертикальным стартом. Они расположены в центральной части корпуса лодки, в каждой из 8 шахт можно разместить до 4 ракет. По данным экспертов, «Ясень» может атаковать противника сверхзвуковыми ракетами « и «Калибр», дистанция поражения сухопутных целей и кораблей неприятеля составляет около 500 километров. В дальнейшем, предполагают специалисты, на субмарину могут поставить стратегические ракеты Х-101 с дальностью до 5500 километров. На вооружении российской лодки есть и десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, боезапас которых составляет 30 единиц. По мнению экспертов, боевые возможности «Ясеня» в разы превосходят потенциал американской «Вирджинии».«Американская лодка несет 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед для четырех торпедных установок, а у нас только ракет 32 штуки», - объясняет военный эксперт Александр Мозговой. Он отметил, что на американских субмаринах нет ракет, похожих на «Оникс» и способных атаковать корабли. «Вирджиния» с помощью «Томагавков» может уничтожить только береговые цели.Российский же «Ясень» уже получил прозвище «убийца авианосцев». По подсчетам экспертов, 4-5 ракет будет достаточно чтобы отправить на дно крупный боевой корабль.«Ясень» как фактор сдерживания Эксперты сходятся во мнении, что в современных условиях многоцелевые подводные лодки типа «Ясень» будут выступать фактором не ядерного стратегического сдерживания.«Зачем гоняться по океану за каким-то кораблем, можно выстрелить с дальней дистанции по танкеру-газовозу, последствия будут не меньше чем от ядерного взрыва. Да, по количеству мы пока отстаем, у американцев 11 лодок такого типа, у нас одна «Северодвинск», но они реально боятся, что наших «Ясеней» станет гораздо больше, не зря американские военные сообщают что новая русская лодка создаст проблемы в обеспечения зашиты США от российских крылатых ракет», - отмечает Мозговой.Эксперт напомнил, что американцы развернули программу по модернизации лодок типа «Вирджиния», они собираются установить на субмарины новый боевой модуль, чтобы увеличить количество крылатых ракет до 40 единиц. Россия же продолжает строительство новых многоцелевых лодок уже по усовершенствованному проекту «Ясень-М». Корабли заложены и получили имена «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Планируется, что к 2020 году у России будет от 4 до 8 новых лодок проекта «Ясень».

Прежде чем новая подлодка будет направлена в поход, она проходит испытания. Первая же в своем типе, подобно «Вирджинии», должна пройти через испытания всего оборудования и механизмов на корабле, чтобы можно было убедиться в их исправности и соответствии проектному заданию.


«Если вы знакомы с флотской специальностью, вам ясно, что надо делать», - философствует торпедист специалист первого класса Стив Харт. «Вывод головного корабля проекта в первую автономку - не простая штука: она демонстрирует выносливость систем, корабля и команды. Это убийственный период».

Недавно «Вирджиния» (SSN 774) - многоцелевая подводная лодка, базирующаяся в Гротоне - начала в море у берегов Флориды испытания всех корабельных систем - от силовой установки до оружия и навигации.

После завершения испытаний экипаж начнет подготовку к первому боевому походу, который, как предполагается для этого типа подлодок, продлится шесть месяцев.

«Первый поход «Вирджинии» станет важной вехой для нашего флота», - заявил во время визита в Гротон адмирал Гарри Роухед, начальник штаба ВМС. «Это новый тип подводных лодок и самая технологически продвинутая подводная лодка из когда-либо построенных».

Капитан 2 ранга Джеймс Ватерс, командир «Вирджинии», отмечает, что корабль «далеко ушел» от тех, где ему довелось служить ранее.

«Когда впервые поднимаешься на борт, становится страшно», - продолжает он. «Думаешь: ого, да здесь полно такого, чего я нигде раньше не видел».

Особенно ему нравится усовершенствованная акустика, позволяющая обнаружить вражескую подлодку задолго до того, когда она обнаружит «Вирджинию».

«Нам всегда надо знать, где находятся вражеские подлодки - чтобы нажать кнопку «Пуск» и отправить их на дно» - рассказывает командир, - «Война не предполагает никакой романтики, когда два равных противника находятся в дуэльной ситуации. Все может пойти не так, как рассчитывалось. Все может пойти не так, как мы того хотим».

Ватерс отмечает, что пока корабль показывает в море хорошее соответствие проектному заданию.

«Мы начали испытания в очень высоком темпе, и экипаж, и корабль зарекомендовали себя прекрасно» - таково мнение командира.

«Вирджиния» была введена в строй в 2004 году. Тогда же начались интенсивные испытания всех систем.

«Мало сказать: должны были - и сделали», - говорит торпедист специалист второго класса Поль Бовтер, - «Мы должны первыми пройти весь путь и описать все процедуры».

Контр-адмирал Сесил Д. Хани, находившийся на «Вирджинии» во время ходовых испытаний, отмечает, что отдельные элементы корабля требуют доработки или ремонта, но это волне ожидаемый результат при эксплуатации столь большого числа комплексных систем.

«Нельзя сказать, что по «Вирджинии» ноль замечаний, но все это нормально», - заключает Хани, командир соединения подводных лодок. Это был его последний поход на подлодке - он переведен в Пентагон на должность начальника отдела противолодочной борьбы.

«Вирджиния» уже была в плавании в 2005 году, но лишь три месяца. Затем корабль на целый год снова подняли в док для небольшой доработки, нанесения покрытия на корпус и обновления электроники.

В настоящее время экипаж подлодки завершает испытания перед шестимесячным плаванием, назначенным на 2009 год.

«Мы с большим удовольствием уйдем в поход - вместо того, чтобы проводить испытания, займемся своим делом», - поделился старпом Тодд Шульц и добавил, что корабль функционирует «как предполагалось, и даже лучше» и что деятельность экипажа «облегчит жизнь всем кораблям этого проекта».

«Мы здесь для того, чтобы проверить работу корабля, систем и предъявить в полном объеме концепцию «Вирджинии» командованию, Пентагону и гражданским», - сказал он.

Члены экипажа ждут - не дождутся, кода корабль вступит в эксплуатацию.

«После первого похода экипаж сплачивается и чувствует свое единение с подлодкой», - объясняет старший механик Куртис Норрис. «Вы во многом друг от друга зависите. Когда вы живете с группой людей в ограниченном пространстве в течение шести месяцев, то многое узнаете о своих соседях».


Маленькая изогнутая линия на экране техника-акустика меняет цвет от зеленого к белому. Техник двигает курсор для прослушивания.

«Возможный подводный контакт по пеленгу 190», - докладывает он. Это тест для команды с использованием имитатора цели.

Техник-акустик передает информацию техникам систем управления стрельбой, которые используют ее для выработки «решения» - дистанции, курса и скорости другой субмарины.

После сопровождения субмарины техники докладывают: «Решение готово, оружие готово».

«Стрельба по выработанному пеленгу», - командует лейтенант Давид Гроган, вахтенный офицер, ответственный за тактику подводной лодки. Приказ означает стрельбу по месту цели.

«Торпедный аппарат №1 – пли!»

«Торпеда вышла, провода в порядке». Провода передают информацию между кораблем и торпедой.

«Включен режим самонаведения». Торпеда ищет цель.

«Ты похоронен», - замечает Ватерс.

«Окончательное наведение». Цель найдена.

«Предохранители взведены, телеметрия потеряна». Провода, ныне бесполезные, обрезаны.

«Сильный взрыв на западе». Цель уничтожена.

«Все эти технологии не что иное, как драка с забиякой», - говорит Ватерс. «Возьмите двух парней – две подлодки, и один из парней ведет себя агрессивно, другой – ах, я должен выработать решение! Парень готовится стрелять».

Когда экипаж вводит информацию об имитаторе цели в систему, системы «Виржинии» реагируют на него готовностью слышать, отслеживать и «стрелять» водой из торпедного аппарата, словно из гигантского водного пистолета.

На прошлой неделе здесь собирались к огневым упражнениям с «Хартфордом» (SSN 768), другой базирующейся в Гротоне подлодкой, во время которых планировалось выстрелить 12 учебных торпед.

Ярко-оранжевые учебные торпеды не имеют боевой части. На них надпись «невзрывные, подлежат возврату» и номер бесплатного телефона Центра подводного оружия ВМС в Ньюпорте. Награда 50 долларов.

«Есть хорошая шутка насчет этого», - говорит лейтенант Джастин Харди. «А что, если кто-нибудь отправит ее по почте?»

Харт, ведущий старшина в торпедном отсеке, был спокоен относительно победы над «Хартфордом».

«Единственным врагом подлодки может быть только подлодка», - сказал он. Мы знаем действия друг друга, и кто скорее поднимет руку, кто быстрее, как в вестернах, тот и победит. И это будем мы».

«Нет большого различия в акустике между «Вирджинией» и «Хартфордом» типа «Лос-Анжелес», - говорит Харт, - «В подводном мире, если вы тихий парень, вы все время на высоте. Акустически мы их порвем».

Если наблюдать со стороны, «Вирджиния» подходит к пирсу легко и свободно. Внутри субмарины совсем другая картина.

Другие корабли появляются на экране локатора в розовых кругах, отображающих зоны, которые лодка должна избегать. На поверхности субмарина не очень маневренна. Большая часть корабля скрыта под водой, и люди ошибочно принимают ее за небольшой корабль корабль.

Когда подлодка приближается к пирсу, большинство членов команды расходятся по своим постам. Вотерс поднимается на мостик, венчающий рубку подлодки, чтобы помочь наблюдателям обнаружить корабли, особенно те, которые могут не появиться на экране локатора - например, малые рыболовные суда.

В общей суматохе выставляются дополнительные наблюдатели. Другие готовятся к потенциальным чрезвычайным ситуациям, таким как столкновение. Экипаж занимает места у систем огнетушения и водоотлива, подачи кислорода.

«Каждый в готовности», - говорит электрик матрос первого класса Майкл Армстронг. Он достанет свой 9-миллиметровый пистолет и доложит наверх, если чужой корабль подойдет слишком близко.

«У нас был случай попытки подойти к нам со стороны. Похоже было, что это муж и жена», - рассказывает Армстронг, - «Они стали фотографировать, а потом уплыли. Не подпустить близко – действительно проблема».

После короткого захода в Порт Канаверал «Вирджиния» возвращается на рандеву с «Хартфордом» для проверки систем оружия.

«Мы уверены в системах», - говорит капитан 1 ранга Мишель МакЛохлин, начальник штаба командующего подводными силами. Конструкторские работы сами по себе феномен, но применить конструкцию в соответствии с концепцией – нечто совсем другое. Для этого нужна тяжелая и мотивированная работа экипажа».

По словам МакЛохлина, экипаж «Вирджинии» правильно выполняет свою работу: «Этот экипаж принял корабль и управляет им замечательно. Мы горды ими. Они – настоящие пионеры».

ВМС США рассчитывают в 2019 году начать строительство нового типа атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, призванного заменить ныне действующие ракетоносцы типа Ohio. При этом на середину 2020-х годов запланировано также завершение проектных работ по новой многоцелевой АПЛ, поскольку к этому времени выработают свой эксплуатационный ресурс и потребуют замены 4 ПЛ с крылатыми ракетами (переоборудованные АПЛ типа Ohio – прим. ред.) , а с ними и почти 2/3 пусковых установок крылатых ракет подводного флота США.

Сегодня на вооружении ВМС США состоят 7 многоцелевых АПЛ типа Virginia. 8-я лодка – California войдет в состав флота 29 октября. Флот намерен приобрести 30 АПЛ типа Virginia, и есть вероятность, что это количество будет увеличено до 32.


Не исключено, что в целях бюджетной экономии ВМС США заменят корабли двух разных назначений (многоцелевые ПЛ и ПЛАРК) 20-тью лодками нового типа "многоцелевая ПЛ с крылатыми ракетами" в рамках модернизации проекта АПЛ типа Virginia.

"Данное проектное решение осуществимо, и сейчас рассматривается техническая сторона вопроса", – говорится в заявлении Управления подводной войны (так называемого "отдела N87") начальника штаба ВМС США.

Модернизацию подводных лодок Virginia ВМС США ведут совместно со своими подрядчиками по строительству лодок – верфями Electric Boat компании General Dynamics и Newport News компании Huntington Ingalls Industries.

Замысел прост – врезать отсек с универсальными пусковыми установками ракет в корпус многоцелевой ПЛ типа Virginia. Количество пусковых установок еще не определено, впрочем, большинство исследований указывают, что их оптимальное число – 4. Новый отсек длиной 28,7 метра на четверть увеличит длину подводной лодки, которая по проекту Virginia составляет 115 метров.

Стоит отметить, что в носовой части модернизированных (Block III) ПЛ типа Virginia начиная с ныне строящейся ПЛ North Dakota будут установлены два герметичных пусковых контейнера типа Virginia Payload Tube (VPT). В каждом из них предусматривается разместить 6 крылатых ракет Tomahawk (действующие ПЛ типа Virginia вооружены 12 ракетами в индивидуальных ПУ) или другой полезный груз, в том числе транспортные средства и разведывательное оборудование.

На следующих этапах модернизации ПЛ типа Virginia (подсерии Block V, VI и VII) предлагается врезать в корпус отсек Virginia Payload Module в составе четырех расположенных в диаметральной плоскости универсальных пусковых контейнеров диаметром 2,2 метра. В каждом из них можно будет разместить 7 ракет Tomahawk (всего 28) или иной груз, предназначенный для вывода на поверхность. Контейнеры будут оборудованы люками и переходными камерами для их использования силами специального назначения.

Всего модернизированные ПЛ типа Virginia будут вооружены 40 крылатыми ракетами Tomahawk каждая. Одна ПЛАРК типа Ohio несет на борту 154 Tomahawk"а, однако по общему количеству ракет в залпе подводный флот из 20 лодок типа Virginia подсерий Block V, VI и VII будет сопоставим с 4 ракетоносцами Ohio.

В состав ВМС США сегодня входят 4 ПЛАРК типа Ohio, вооруженных крылатыми ракетами Tomahawk. Списание головной лодки проекта запланировано на 2029 год. Чем заменить Ohio, флоту предстоит решить в ближайшее время


Строительство подсерии Block V из 10 лодок начнется в 2019 году, Block VI из 5 лодок – в 2024 году, Block VII из 5 лодок – в 2029 году. По оценкам "отдела N87", установка отсека с Virginia Payload Module приведет к удорожанию на 400-500 миллионов долларов каждой новой ПЛ, стоимость которой без него составит около 2,6 миллиарда дол.

"Может показаться, что это большие деньги, – отмечается в заявлении "отдела N87", – если не учитывать, что 10 ПЛ типа Virginia мы получим по цене одной ПЛАРК".

Превращать ли подсерию Block V ПЛ типа Virginia в многоцелевые ракетоносцы, откладывать ли разработку новой многоцелевой ПЛ до 2034 года – решат высшие чины флота.

"То, как будет выглядеть 30-летний кораблестроительный план, решать начальнику штаба ВМС", – отметил президент Лиги подводников ВМС США контр-адмирал в отставке Джон Пэджет.

Проектирование, строительство и эксплуатация лодок новых серий потребуют от флота изменения финансовой и оперативной стратегий. Если руководство ВМС примет решение в пользу многоцелевых ракетоносцев, его предстоит одобрить Пентагону, а потом – Конгрессу.

С учетом того, что первая лодка на замену ПЛАРК типа Ohio будет заказана уже в 2019 году, проектное решение должно быть принято в ближайшие годы.

В целом же подводные силы США выделяют 4 приоритета в оптимизации корабельного состава :

  1. Разработка АПЛ для замены ПЛАРК типа Ohio.
  2. Включение в 30-летний график строительства многоцелевых АПЛ типа Virginia двух дополнительных лодок в 2018 и 2023 годах для удовлетворения оперативных потребностей флота.
  3. Отсрочка замены ПЛ типа Virginia на период замены ПЛ типа Ohio.
  4. Оснащение отсеками Virginia Payload Module не менее 20 АПЛ типа Virginia (это позволит флоту отложить начало работ по проектированию АПЛ для замены лодок типа Virginia по меньшей мере до 2034 года или до окончания замены ПЛАРК типа Ohio).
Кроме того, из сообщений "отдела N87" следует, что подводные силы США намерены усовершенствовать полезную нагрузку, размещаемую в пусковых контейнерах подводных лодок и включающую в себя в частности :

– подводные необитаемые аппараты в целях повышения эффективности разведки и наблюдения;
– усовершенствованные имитаторы ПЛ и ложные цели;
– перспективные средства ПВО;
– оружие "продолжительного" действия (например, барражирующие ударные ракеты, ударные беспилотные аппараты);
– усовершенствованные средства борьбы с надводными кораблями, в частности, средства РЭБ и нелетальное оружие;
– новую противокорабельную торпеду;
– вооружения с малым временем реакции для поражения внезапно появляющейся цели;
– средства для повышения эффективности действий сил специального назначения.

Подводные лодки с существующим вооружением и новыми возможностями "обеспечат оперативную неопределенность, которой трудно противостоять, – отмечает "отдел N87". – Стоит представить себе, каково это – обороняться сразу против всех возможных угроз со стороны многоцелевой АПЛ потому, что невозможно определить вооружение и назначение этой лодки".